Руководитель группы в рамках Института европейских политик и реформ (ИЕПР) Михай Могылдя говорит, что необходима кампания по продвижению статуса страны-кандидата ЕС для Республики Молдова, кампания, ориентированная как на Брюссель, так и на население страны.
„В зависимости от сообщений, поступающих из Брюсселя после заполнения анкеты (о заявке на присоединение, поданной Республикой Молдова - IPN), согласно мнению Европейской комиссии и июньскому политическому мнению Европейского совета мы можем разработать кампанию, инструмент для продвижения статуса страны-кандидата для Республики Молдова”, - заявил эксперт в ходе публичных дебатов IPN.
Михай Могылдя считает, что молдавские власти могут пообещать гражданам, что Молдова получит статус кандидата к 2024 или 2025 году: „Почему бы и нет?”. „С получением этого статуса наша страна сможет воспользоваться большим количеством европейских фондов для развития экономических, социальных, инфраструктурных проектов и так далее. Мы должны сделать ставку на пропагандистскую деятельность, продвижение нашего видения в Брюсселе, но мы также не должны забывать о внутреннем объяснении населению преимуществ, которые уже были получены и которые могут быть получены в будущем”, - отметил эксперт ИЕПР.
Дебаты были сосредоточены на актуальности так называемого Ассоциированного трио, платформы, с помощью которой Молдова, Украина и Грузия сотрудничают в своих общих амбициях по европейской интеграции. Как и другие участники дебатов, Михай Могылдя считает, что вторжение России в Украину повлияло на отношения внутри платформы.
„В настоящее время трио отодвинут на второй план. Акцент сделан на двустороннее сотрудничество между тремя государствами и Европейским Союзом”, - отметил эксперт ИЕПР. По его словам, цели Ассоциированного трио на данный момент „заморожены” из-за войны в Украине. Это происходит в том числе потому, что Украина возлагала большие надежды на Грузию, надеясь что она поддержит санкции против России. В отношении Молдовы, по словам эксперта, сообщения, поступающие из Киева, являются неоднозначными: хотя поддержка беженцев оценивается положительно, тем не менее есть и те, кто критикует Кишинев.
„Когда дело доходит до Республики Молдова, я считаю, что эти ожидания необходимо переосмыслить, исходя из контекста, в котором находится наша страна (...) Когда вы публично передаете сообщение о том, что Республика Молдова не делает достаточно в отношении Украины, и когда это сообщение доходит до широкой общественности из Республики Молдова, в том числе до тысяч семей, принимающих беженцев из Украины, создается общее представление о том, что Украина не ценит такую поддержку, оказанную народом Республики Молдова, а не только властями”.
С Украиной и Грузией, или без них, Республика Молдова должна воспользоваться процессами европейской интеграции на Западных Балканах, считает Михай Могылдя. „В некоторых главах мы даже лучше, чем некоторые балканские государства, и я не понимаю, почему мы должны ждать, пока Европейский Союз расширится на Балканы, а затем следовать за нами. Мы можем идти параллельно”, - считает эксперт.
„Проблема заключается в политической поддержке, о которой было объявлено для расширения на Западные Балканы, а не на страны Ассоциированного трио. С другой стороны, я думаю, что внутри ЕС есть довольно большая поддержка для Республики Молдова. Я думаю, что относительно большое количество государств готовы оказать политическую поддержку европейской перспективе Республики Молдова. Но, естественно, принцип единодушия, по которому принимаются решения в ЕС, влияет на дискурс союза на внешнем уровне (...) Поэтому я считаю, что мы должны активно продвигать на уровне европейских стран признание перспективы европейской интеграции Республики Молдова, предоставление статуса кандидата. Мы должны делать это на двустороннем уровне с каждым отдельным государством”, - заявил руководитель группы в рамках ИЕПР Михай Могылдя.
240-е публичные дебаты на тему „Ассоциированное трио в новых условиях: вместе и каждый сам по себе” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” были организованы IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.