В условиях, когда пророссийские субъекты объединяют усилия для бойкота референдума, уровень участия может оказаться ниже 33%. Такое мнение высказал заместитель директора Института европейской политики и реформ (IPRE) Михай Могылдя. По словам эксперта, уровень участия ниже порога, необходимого для признания плебисцита действительным, будет означать провал представителей власти как инициаторов этой идеи. Михай Могылдя подсказывает представителям ПДС мысль созвать людей на избирательные участки независимо от их политического предпочтения, - передает IPN.
Заместитель директора IPRE Михай Могылдя выражает обеспокоенность по поводу результатов предстоящего осенью референдума. По словам эксперта, поскольку ПСРМ и другие формирования будут бойкотировать плебисцит, явка к урнам может оказаться ниже 33%. Михай Могылдя говорит, что риски вероятного провала референдума отразятся, в частности, на власти.
„Референдум стал самой важной игральной картой для России в Республике Молдова этой осенью. Не президентские выборы, а референдум. Все внимание пророссийской оппозиции, Додона, Шора, Влах будет сосредоточено на этом референдуме. Бойкот референдума станет общим шагом для всех. При объединении этих сил мы сможем стать свидетелями непредсказуемой ситуации, связанной с низкой явкой на референдум. На пределе. Чуть больше 33%. Полагаю, что уровень участия будет около 35%. Надеюсь, что будет больше этого, но не вижу его выше 40%. Социалисты, партия „Шор” собирают около 1/3 электората. Если все эти объединенные силы будут бойкотировать данный процесс, может оказаться, что эта треть приведёт явку избирателей к 35%. Или даже чуть ниже порога в 33%. Риск неизбежен. Проевропейские силы должны понимать риски, которые следуют в результате неудачного референдума. Риски, в частности, отразятся на ПДС как инициаторе этого референдума. Может также отрицательно сказаться и на имидже курса европейской интеграции”, - сказал Михай Могылдя в эфире передачи „Rezoomat” („Резюме”) на телеканале RliveTV.
Михай Могылдя отметил, что основная ставка находящихся во власти - убедить людей выйти на избирательные участки, независимо от того, выступят ли они за европейский вектор или против него. Михай Могылдя считает, что низкий уровень участия в референдуме подорвёт доверие к этому демократическому упражнению.
„Мы не хотим референдума с уровнем участия в 33%. Я бы хотел референдум с уровнем участия в 50-60%. Тогда мы точно увидим, как именно думают люди в этой стране. Если в определённых регионах уровень участия составит 10%, как я подозреваю, случится в Гагаузии, то произойдёт утеря части легитимности и доверия, авторитета этого референдума. Когда ПДС отправляется в Комрат, Бельцы, Тараклию, следовало бы призвать людей выйти и сказать своё слово. Скорее всего, за 2-3 месяца они не сумеют изменить их восприятие европейской интеграции, но, по крайней мере, могут побудить их выйти и высказать свою точку зрения”, - добавил заместитель директора Института европейской политики и реформ.
Согласно закону, для признания конституционного референдума действительным требуется уровень участия более 33%.