Политический аналитик Владимир Сокор считает, что механизм „5+2”, внедрённый в процесс приднестровского урегулирования с 2005 года, совершенно неэффективен. На самом деле он призван блокировать возможные решения, навязанные Россией Республики Молдова.
„Республика Молдова имеет возможность апеллировать к форуму „5+2” для блокирования подобных решений в будущем. Ситуация является гипотетической. Пока мы не сталкивались с подобными ситуациями, а механизм „5+2” остаётся простым форумом для дебатов, каким является, кстати, и ОБСЕ, просто форумом для дебатов”, - заявил Владимир Сокор в интервью радиостанции Europa Liberă, цитируемом IPN.
По мнению аналитика, существует эта коллективная и абстрактная формула – посредники и наблюдатели, но конкретно только Москва и Тирасполь являются теми, кто напрямую ассоциирует Россию с понятием посредника. Конечно, Россия является непосредственным участником конфликта и, по сути, даже изначальным подстрекателем конфликта. Россия ставит условием вывода войск принятие политического решения конфликта или, по меньшей мере, значительное продвижение в направлении принятия политического решения. Это то, что называется „синхронизацией”, но это слово больше не появляется в рамках официальной риторики или появляется там очень редко. Но понятие как таковое по-прежнему присутствует со стороны России – синхронизировать вывод российских войск с политическим урегулированием конфликта, урегулированием посредством особого статуса для приднестровского региона, отмечает Владимир Сокор.
Отвечая на вопрос о том, удастся ли президенту внести нечто новое в приднестровское досье в течение года, оставшегося до окончания его мандата, аналитик сказал, что той „визитной карточкой”, с которой Игорь Додон пришёл на пост президента, была воссоединение страны с приднестровским регионом. „Сначала говорили о федерализации, потом господин Додон отказался от понятия федерализации, теперь говорят об особом статусе, но я думаю, что господин Додон осознал, что Партия социалистов не получит выгоду от голосов Приднестровья. В случае воссоединения страны, возможно, Москва будет поддерживать другую пророссийскую партию в Приднестровье, будет маневрировать этой партией внутри воссоединённой Республики Молдова до тех пор, пока Приднестровье будет оставаться под политическим контролем России. Поэтому господин Игорь Додон будет строить свои притязания на новый президентский мандат на иных соображениях, нежели воссоединение с Приднестровьем, а именно – на внутреннем развитии и модернизации страны”, - отметил Владимир Сокор.
Формат „5+2” включает в себя представителей сторон – Республики Молдова и приднестровского региона, посредников – ОБСЕ, Российской Федерации и Украины, а также наблюдателей – ЕС и США. Последний раунд переговоров, который состоялся в начале октября в Братиславе, не завершился подписанием какого-либо документа. По словам вице-премьера по реинтеграции Александру Фленкя, проект протокола, разработанный по итогам заседания, не был подписан из-за четырёх объявленных Кишинёвом приоритетов, с которыми Тирасполь не согласился. В связи с этим представитель ОБСЕ по приднестровскому урегулированию Франко Фраттини предложил компромиссную формулу.