Мажоритарные акционеры АО „Gemeni”, которые управляют предприятием с 2019 года, а также ряд миноритарных акционеров, утверждают, что на Высшую судебную палату оказывают давление с целью лишить акционеров их бизнеса, который они приобрели на законных основаниях. В открытом письме они призывают высшее руководство страны, а также посольства США и ЕС в Молдове проследить за ходом данного дела, „во избежание того, чтобы беззаконие, которое планируется совершить по отношению к нам, стало реальностью”.
На пресс-конференции в IPN представитель мажоритарных акционеров АО „Gemeni” Леонид Сидоров заявил, что миноритарные акционеры, фактически владеющие 1,6% акций, стремятся захватить через своего адвоката 72% бизнеса и вводят в заблуждение общественность относительно сути этого дела. По его словам, манипуляции начались из-за того, что ВСП должна высказаться по поводу заявления о пересмотре дела, поданного 18 марта 2020 года государством Республика Молдова, в лице правительственного агента в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ).
„Тем, кто не знаком с сутью дела, напомним, что в 90-е годы, в результате масштабной приватизации в обмен на боны народного достояния, предприятие „Lumea Copiilor” превратилось в акционерное общество „Gemeni”, насчитывающее около 500 акционеров, в большинстве своём – арендаторов и членов трудового коллектива. Наличие множества акционеров привело к упорной борьбе между различными группировками акционеров в первые годы после перехода коллектива „Gemeni” от коллективизма к капитализму. Так, в 2002–2003 годах группа миноритарных акционеров, состоявшая из четырёх физических лиц и одной оффшорной фирмы, сосредоточившая в своих руках около 40% акций акционерного общества Gemeni, не сумев найти консенсус с большинством акционеров, инициировала судебные процессы с целью ликвидации акционерного общества „Gemeni” и присвоения объектов недвижимости, принадлежащих главному частному торговому центру страны. Более того, этой группе удалось через суд ликвидировать акционерное общество Gemeni и зарегистрировать в кадастре, 12 сентября 2003 года, право собственности на часть недвижимости, в размере 72% всех торговых площадей торгового центра”, - утверждает Леонид Сидоров.
По его словам, свыше 400 акционеров акционерного общества не зарегистрировали в кадастре никаких собственных прав на недвижимость ликвидированного акционерного общества, в то время как их имущество сократилось со 100% до 28% всех торговых площадей торгового центра. Не согласившись со всеми этими односторонними преобразованиями, инициированными упомянутой миноритарной группой в течение 2003–2007 годов, мажоритарная группа акционеров боролась за сохранение единства недвижимости и предприятия. В 2005–2007 годах судебные инстанции всех уровней постановили, что ликвидация акционерного общества Gemeni была юридической ошибкой и распорядились о восстановлении её регистрации, с возвращением всех объектов недвижимости в состав предприятия.
В 2006 году, по словам Леонида Сидорова, миноритарная группа, которая фактически владела 33,22% акций АО „Gemeni”, подала жалобу в ЕСПЧ, запросив у государства компенсацию за лишение её 72% от общего объёма торговых площадей торгового центра. В 2011 году ЕСПЧ вынес заключение, согласно которому решение национальных властей об отмене вступившего в законную силу судебного решения, на основании которого миноритарная группа получила упомянутую часть торговых площадей, нарушило права этой миноритарной группы, гарантированные Европейской конвенцией о правах человека. Согласно Гражданско-процессуальному кодексу Республики Молдова, у государства и миноритарной группы было шесть месяцев с момента этого решения, чтобы потребовать пересмотра предыдущих судебных решений, но ни одна из сторон этим правом не воспользовалась, и оно исчезло в 2012 году, спустя шесть месяцев после своего возникновения, уточнил Леонид Сидоров, представитель мажоритарных акционеров АО „Gemeni”.
По его словам, в феврале 2020 года, спустя 14 лет после первоначального заявления, поданного миноритарной группой, ЕСПЧ вынес решение об определении размера ущерба, который Республикой Молдова должна возместить заявителю. Суд постановил, что в том случае, если возврат имущества невозможен, правительство должно выплатить миноритарной группе рыночную стоимость имущества, в размере 2,12 миллиона евро. А ещё 1,5 миллиона евро – в качестве возмещения упущенных доходов. Леонид Сидоров также рассказал, что сейчас, вместо того, чтобы пролить свет на связывающие их отношения, необходимость чего следует из решения ЕСПЧ, государство и миноритарная группа пытаются решить свои проблемы за счёт нынешних мажоритарных акционеров, которые являются добросовестными покупателями. А для достижения этой цели они активно манипулируют общественным мнением и оказывают открытое давление на Высшую судебную палату.