Foto : Zenon Mirota/ECS
Августовская забастовка на Гданьской судоверфи им. Ленина. Вид сверху на Ворота № 2 и собравшихся под ними жителей и рабочих верфи. Над воротами транспарант с лозунгом «ПРОЛЕТАРИАТЫ ВСЕХ ЗАВОДОВ, ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!», a на крыше караульной вышки – таблицы с 21 требованием.
Отношения между европейскими странами строятся по принципу солидарности. Это верная гарантия построения лучшего будущего Европы.
Сорок лет назад, в жаркие летние месяцы 1980 года, Европа выглядела совершенно не так, как сегодня. В то время континент был поделён железным занавесом, который являлся не только метафорической линией политического раздела. Фактически, он отделял свободные и демократические государства от тех, которые были лишены суверенитета и полностью зависели от Советской империи.
Среди стран, оставшихся после войны под протекторатом коммунистического режима, оказалась и моя родина – Польша. Польша, которая в результате Второй мировой войны потеряла почти 6 миллионов граждан, половина из которых были польскими гражданами еврейского происхождения. Это катастрофа, после которой мы, по-человечески, не имели права подняться.
И всё же мы пробовали. Во времена послевоенного порабощения, известного как период Польской Народной Республики, поляки не отказывались от попыток осуществить свои мечты о самоопределении, свободе и независимости. Мы никогда не согласились с несправедливым приговором истории. Поэтому в Польше постоянно предпринимались попытки героической борьбы с зависимым от Москвы режимом. К сожалениею, безрезультатно. Поскольку коммунистическое правительство кроваво усмиряло все общественные протесты, контролировало общество или подвергало цензуре проявления свободы в искусстве и литературе. С каждой следующей вспышкой росло количество жертв, но несмотря на это надежда не угасала.
Результатом этой надежды стал август 80-го, настоящий перелом. Это был невообразимый феномен в масштабах всего советского блока. То, что во всём мире вызвало восхищение и одновременно удивление. После серии забастовок рабочих на верфях и других предприятиях по всей Польше деспотическая коммунистическая партия наконец была вынуждена уступить. Тогда было дано согласие на появление первого в истории государств советского блока самоуправляемого и независимого от власти профсоюза.
Так родилась «Солидарность». Формально это была профсоюзная организация, но на самом деле это было общенациональное общественное движение, объединившее миллионы поляков в одну, полную веры, общину. Откуда бралась эта вера? Мы черпали её, и черпаем до сих пор, из многовековой политической традиции – любви к свободе и демократии. Из приверженности Европе, активной частью которой Польша была в течение тысячи лет. А также из вдохновения, которое пробудил в польском обществе Папа Римский Иоанн Павел II – его избрание на Святой Престол стал для поляков неисчерпаемым источником надежды и силы.
Сегодня, по прошествии лет, совершенно очевидно, что «Солидарность» была камешком, вызвавшим лавину и, как следствие, падение железного занавеса в 1989 году. Благодаря «Солидарности» Польша освободилась от советской сферы влияния и Европа снова смогла стать единым целым.
Хотя с момента зарождения «Солидарности» прошло уже сорок лет, идеалы солидарности существуют и должны оставаться живыми для нас. Мы, поляки, сохранили их не как музейные экспонаты, а как ценности, определяющие стандарт общественной жизни, конкретный пример, к которому мы стремимся. Но солидарность является чем-то большим, чем социально-политический постулат. Эта форма существования также присутствует в повседневных действиях и поведениях. «Нет свободы без солидарности» – вспоминаем слова Иоанна Павла II. И помним также, что без любви нет солидарности, а без них – нет и будущего.
Когда на наше общество обрушиваются стихийные бедствия: наводнения, катаклизмы, пожары, ураганы – солидарность становится не только одним из основополагающих принципов действий, но и просто условием выживания. Мы наблюдали это и продолжаем наблюдать в борьбе с пандемией коронавируса. Безусловное оказание помощи, жертвование ради спасения других, искренний альтруизм, сочувствие, отвержение страха и эгоизма – такие примеры в самые трудные моменты подавали нам медики, спасатели, правоохранительные органы, фармацевты, а также продавцы, учителя, предприниматели и сотни тысяч простых граждан. Благодаря их примеру мы смогли увидеть, чем является солидарность на практике.
Однако солидарность слишком ценна для нас, чтобы мы вспоминали о ней только во время кризиса. Её идеалы также должны быть основой повседневной жизни, каждый день проявляться в доброте, гостеприимстве, открытости и понимании. Чтобы их обнаружить, нам достаточно присмотреться к собственному существованию, лучше познав все эти благородные качества нашей личности.
Каждый, кто найдёт в себе дух солидарности, поймет, что он не может ограничиваться только индивидуальной сферой. Солидарность требует сообщества, потому что только в нём может быть полностью реализована. Поэтому мы должны принять это как основное правило нашей коллективной жизни. Мы убеждаемся в этом особенно сегодня, когда миллионы поляков, как и жители других европейских стран, борются с экономическими последствиями пандемии. Значительное сокращение распространения вируса и быстрое внедрение решительной антикризисной стратегии, защищающей как предпринимателей, сотрудников, их семьи, так и целые органы самоуправления – все это было бы невозможно, если бы мы в своих действиях не руководствовались принципами солидарности.
Такой же дух нужен и современной Европе. Мы вместе оказались на повороте, и вместе мы должны выйти из него на прямую – как одно сообщество. Поэтому так важно, чтобы в случае испытания над эгоизмом преобладала установка на искреннее сотрудничество. Мы хотим сильной Европы так же, как мы хотим сильной Польши. Я убежден, что мы будем способны формировать наше общее будущее настолько, насколько примем наследие Солидарности как основу наших действий.
Вот почему сегодня, спустя сорок лет после памятного августа 80-го, наша главная задача – сделать так, чтобы особенно в глазах всего мира «Солидарность» не оставалась только страницей в истории польского народа.
Мы должны сделать солидарность проектом для всей Европы, поэтому солидарность – это наше предложение на ближайшие десятилетия развития.
Отношения между европейскими государствами, независимо от их размера и экономического потенциала, должны строиться по примеру межличностных отношений. А они естественным путём формируются в соответствии с принципом солидарности. Это надежная гарантия построения лучшего будущего Европы.
Текст одновременно публикуется в польском ежемесячнике „Wszystko Co Najważniejsze”.