Разделение общества - это не процесс или состояние, которое формируется само по себе, а это результат деятельности политических субъектов, которых также называют политическими предпринимателями, которые действуют на политическом рынке как в бизнесе. Они производят определенные идеи, послания, которые продаются как товар. А отличительным элементом является: „куда направляемся: на восток или запад?”. Такое мнение высказал специалист в области сравнительных политик и международных отношений Марк Мазуряну в ходе публичных дебатов „Цветовая палитра молдо-росиийских и молдо-румынских отношений: сходства, различия, мотивы, процессы, решения” в Информационном агентстве IPN.
Поскольку у человека есть внутренняя система подгонки ценностей и менталитета к его собственному „я”, то мы начинаем верить в продвигаемые ценности, за которые голосуем, - говорит эксперт. „Если я начну голосовать в пользу Запада, то начну верить в западную идею и стану отстраняться от восточной идеи. И наоборот. Когда политический предприниматель начинает продавать другой товар, соответственно, и рядовой человек принимает другой приоритет”. Приоритеты населения во многом зависят от действий/посланий политических предпринимателей/политических партий, которые внушают населению это послание, - это не то, что исходит снизу.
Ссылаясь на то, каким образом нынешняя власть объясняет свои действия, эксперт продолжил идею своего коллеги по дебатам Игоря Боцана, заявив, что главная проблема заключается в отсутствии национальной идентичности, которая сохраняется на протяжении долгого времени. „У нас здесь что-то вроде безнационального государства. Идут разговоры о румынской, молдо-румынской, молдавской нации. Разные политики, придерживавшиеся прозападных или провосточных, или пронациональных, прорумынских взглядов, пытались запустить какие-то политические и культурные проекты национального созидания с целью установления идеи идентичности. По существу в результате этого общество еще больше запуталось. Проект, основанный на молдавском языке, не сработал. Проект, основанный на „торге с историей” - помните, как через каждые два года выходили то пророссийские, то прорумынские, то промолдавские, то проевропейские книги – тоже не сработал. Упор на культуру, танцы, юбки - не сработал. С едой – тоже не сработало ... У нас немногочисленное население, говорящее на „икс количестве” языках, которое имеет „икс” политических приоритетов относительно того, кто „лучший друг” - Восток, Запад, Румыния, Украина, Турция. Как видите, любимые экономические партнеры разные”.
Что из всего этого следует понять, - задался эксперт риторическим вопросом, и обратился к примеру, что если пять человек, брошенных в яму, обозначат общую для всех них цель - выход будет найден. „Общие интересы определенной группы подобны достижению национальных интересов. Если люди считают себя враждебными друг другу, то издержки прихода к мирному соглашению возрастают - много дискуссий о значимости, приоритетах, ценностях, а попыток выйти из ямы больше не делают. Если вернемся к нашим терминам и скажем, что вместо того, чтобы сосредоточиться на групповых интересах, которые дадут преимущественное право всем вместе и каждому в отдельности, каждый ищет свои интересы в рамках группы”.
Эксперт считает, что центральная власть могла бы создать концепцию национальной идентификации. „Она не должна основываться на культуре, языке, истории. Она должна опираться на материально-экономических интересах каждого в отдельности ... Хороший пример - Румыния: вместо того, чтобы делать упор на поэтов и писателей, выдала паспорта. Многие русскоязычные граждане стали румынами по паспорту, стали гражданами Европы. И поняли, что быть румыном - это „ok”, в том числе экономически. Это может стать и моделью для создания молдавской идентичности”, - отметил в заключение эксперт.
Публичные дебаты, посвященные теме „Цветовая палитра молдо-росиийских и молдо-румынских отношений: сходства, различия, мотивы, процессы, решения”, это 215-е дебаты из цикла ”Развитие политической культуры посредством публичных дебатов”. Проект реализуется при поддержке немецкого фонда Ханнса Зайделя.