„Не забывайте, что я являюсь кандидатом ДПМ, главной проевропейской партии из находящихся у власти и в соответствии с предпочтениями избирателей, партии, которая взяла на себя эту роль в начале года и доказала, что может эффективно управлять страной. Это очень чётко подтверждено внешними партнёрами – от Европы до США. Благодаря успешному сотрудничеству с правительством и парламентом, я выполню обязательства, которые я беру на себя перед избирателями”. Таковы некоторые из преимуществ, которыми, по его мнению, обладает на президентских выборах от 30 октября Мариан Лупу, кандидат № 1 в избирательном бюллетене. Свою позицию политик изложил в ходе первого из новой серии предвыборных интервью, подготовленных Агентством IPN.
---
– „Слышу. Выслушиваю. Решаю” – с этим предвыборным слоганом Вы вступили в избирательную кампанию. Почему именно этот слоган?
– Слоган навеян реалиями, людьми. В ходе встреч, которые я провожу в регионах, люди рассказывают о том, что на посту будущего президента они ждут человека, который слышал бы их голос, выслушивал их нужды и решал их проблемы. Они не ждут президента, который пришёл бы, чтобы заниматься на этом посту политикой или вести отсюда политические войны и провоцировать нестабильность. Люди хотят видеть президента, который был бы активен и опытен, умел бы поддерживать баланс между государственными учреждениями, ответственными за изменение жизни граждан к лучшему. Многие способны перечислять проблемы, стоящие перед страной, но люди хотят президента, который предложил бы решения этих проблем, который пользовался бы поддержкой ветвей власти, чтобы иметь возможность решить эти проблемы. Все сыты по горло пустыми словами, не думаю, что кто-то хочет пережить новое разочарование. Вот почему я решил, что мой слоган будет простым, но очень ясно показывающим, что нужно людям.
– Почему Вы можете решить проблемы, а другие кандидаты – нет?
– Давайте рассмотрим их по порядку, начиная с тех немногих, у кого шансы повыше, судя по недавним соцопросам. Что может решить Игорь Додон? Он на этих выборах является не кандидатом, а исполнителем политического проекта, составленного за пределами Молдовы. Я имею в виду очень сложный проект, целью которого, среди прочего, является федерализировать страну, разорвать Республику Молдова на куски. Додон хочет стать президентом, чтобы поставить крест на европейской интеграции и на Соглашении об ассоциации – тех процессах, что дали молдавским гражданам самые большие преимущества, и он столько раз об этом заявлял в последнее время. Например, он был бы счастлив, если бы у граждан Молдовы отняли право свободно передвигаться по Европе. Его задачей является ослабить Молдову, разделить её и вновь унизить молдавских граждан. Вот почему Игорь Додон представляет собой самую большую угрозу в этой кампании, потому что проект, в котором он задействован, явно направлен против Республики Молдова и её граждан.
Что могут решить остальные? Майя Санду желает дестабилизировать ситуацию в стране, равно как и те, кто всё ещё представляет филатовскую ЛДПМ. Расставание Санду с партией, которая вывела её в сферу политики, было чисто формальным, так как именно они управляли предыдущими правительствами, привели BEM к катастрофе, участвовали в истории с миллиардом и так далее. Вы заметили, что Майя Санду призвала МВФ и европейских партнёров больше не помогать нашей стране, то есть гражданам Молдовы? Очевидно, что она желает кризиса в стране, следуя принципу: чем хуже, тем лучше. Что она может решить? Ничего, лишь громкие слова. Но людям нужны конкретные действия, а не новый фальшивый политический герой, какие были у нас несколько лет назад. Всё же, глава государства должен разбираться и в международных отношениях, и в экономике, и, почему бы и нет, иметь опыт ведения переговоров с политическими партиями на благо граждан. И я не очень вижу обладающих шансами конкурентов, у которых были бы эти качества, при всём к ним уважении.
Что может решить Нэстасе, даже если умножить его на два? Тем более, что за ним стоят Цопа, ещё один дуэт преступных дельцов, осуждённых, в том числе, и за хищения из BEM. И он тоже говорит, что первое, что он сделает на посту президента, это дестабилизирует страну и бросит её к ногам своего крёстного – Цопа. Затем он хочет сделать в качестве президента то, что не сумел сделать в качестве прокурора и адвоката – помочь ворам выйти сухими из воды, разобраться с уголовными делами, по которым они были осуждены, спасти от наказания тех, кто финансирует его самого и Платформу DA. Помнится, он также был согласен с Додоном и Усатым в том, чтобы „поставить на паузу” процесс европейской интеграции Молдовы. Как Вы помните, он заявил об этом в одной из телепередач. Итак, вот то, что он может решить, и вот для чего он был направлен с заданием преступной группировкой из Франкфурта, чтобы баллотироваться.
– А что можете решить Вы?
– Вы хорошо знаете, что я являюсь государственным деятелем, человеком, который уважает институты, ветви власти, знает, как с ними сотрудничать. Я всегда выступал за примирение, спокойствие и труд в стране, я работал на высоких постах, но я никогда за них не держался, я отказался от кресел, когда для этого пришло время, ведь это нормально, если мы хотим иметь движение вперёд. Кроме того, не забывайте, что я являюсь кандидатом ДПМ, главной проевропейской партии из находящихся у власти и в соответствии с предпочтениями избирателей, партии, которая взяла на себя эту роль в начале года и доказала, что может эффективно управлять страной. Это очень чётко подтверждено внешними партнёрами – от Европы до США. Благодаря успешному сотрудничеству с правительством и парламентом, я выполню обязательства, которые я беру на себя перед избирателями.
Очевидно, что только такой президент, который сотрудничает с основными государственными учреждениями, способен что-либо решить, он может сделать много хороших вещей. Но что могут сделать кандидаты, заявляющие о том, что первое, что они сделают на посту президента – это вызовут политический кризис? Хорошо, что даже этого они сделать не смогут, мы позаботимся о сохранении стабильного парламентского большинства. Но они причинят зло. Такой кризис вновь может принести месяцы и годы нестабильности, что парализует инвестиции и экономику, а это уже напрямую отразится на людях, как на трудоспособном населении, так и, особенно, на социально уязвимых группах. Мы только начали выравнивать страну в экономическом плане, из того положения, в котором её оставили – когда не было денег даже на выплату пенсий и зарплат. Представьте себе, какими могут быть прямые негативные последствия для людей, если мы вернёмся к политическим скандалам.
Молдове не нужен ни глава государства с диктаторскими замашками, ни антисистемные люди, которые не понимают роль институтов, ни те кандидаты, которые не способны с честью представлять страну на международной арене. Я уже выступил с обращением к другим кандидатам, с призывом к добропорядочности, к ответственности по отношению к национальным интересам, но, к сожалению, они заняты предвыборными заявлениями и пиаром, особенно в международной прессе, через которую наносят большой ущерб Республике Молдова.
– А какой президент нужен Молдове на внешней арене? В последние недели Вы предприняли турне по ключевым столицам, каков основной смысл высказанных там мнений?
– В первую очередь Молдове нужен президент, способный успешно представлять Молдову, говорить о своей стране хорошие, а не плохие вещи, президент, заинтересованный в нахождении внешних ресурсов, которые позволили бы добиться роста уровня жизни людей внутри страны. Нам не нужен кто-то, озабоченный тем, чтобы держать страну в тупике. Нам нужен зрелый, мудрый, спокойный президент, который развивал бы дружбу и уважение. Лицам с истерическими манерами не рады в высоких мировых канцеляриях. Молдове нужны друзья, и президент, умеющий добиться уважения к себе, сможет принести стране много пользы, начиная от полного возвращения доверия международных партнёров и заканчивая иностранными инвестициями, которые столь важны для создания новых рабочих мест и наличия в бюджете денег для повышения зарплат и пенсий. Короче говоря, ключевым словом является ответственность, такое послание я получил в Брюсселе, Нью-Йорке и других важных городах и европейских столицах. И граждан я поэтому призываю проголосовать ответственно: президент не заменяет собой премьер-министра, а является партнёром правительства и обладает приоритетом, когда речь идёт о том, чтобы представлять страну. Ведь я не хочу, чтобы нашу страну представляли люди, которые имеют иные интересы, нежели интересы Молдовы. Некоторые из них работают на повестку дня другой страны, другие – на группировки воров и преступников или ради собственного тщеславия.
– Кто из кандидатов беспокоит Вас больше всего?
– У меня есть только один реальный соперник на этих выборах – Игорь Додон. И одна-единственная программа, которой я должен противодействовать – политический проект изменения проевропейского курса Республики Молдова и федерализации страны, для реализации которого был нанят Додон. На самом деле он является врагом всех молдавских патриотов, врагом европейского будущего страны, поэтому он является моим врагом на выборах. Додон действительно опасен, потому что на этих выборах он представляет интересы другого государства. Если он станет президентом, то он, я совершенно в этом уверен, остановит проевропейский проект. Его задача очень ясна и, как бы он не пытался сейчас, из предвыборных интересов, ронять одно-два хороших слова о Европе, Вы видели, что он твёрдо придерживается своей позиции по поводу разрыва Соглашения об ассоциации РМ–ЕС и перенаправления страны в Таможенный союз, нечто чисто иллюзорное, не способное принести людям какого-либо благосостояния. Это всё равно, как если бы ты хотел занять место за штурвалом самолёта, чтобы намеренно его разбить. Самолётом является Молдова, пассажирами – граждане, а за штурвал хочет Додон, который думает, что его спасёт российский парашют. Звучит цинично, но такова реальность, к которой нас ведёт этот человек. Боюсь, что парашютов не хватит и для тех, кто сегодня ещё думает о том, чтобы за него проголосовать.
– Майя Санду и Андрей Нэстасе не являются Вашими оппонентами?
– Моим оппонентом является тот, у кого есть проект, официально заявленный как направленный против молдавских граждан. Это Игорь Додон, у которого есть шансы осуществить свой подрывной план, если мы ему это позволим и не расскажем людям о том, что он им готовит. Моя энергия будет направлена на то, чтобы остановить этого человека, который хочет привести Молдову к крушению. Двое других не имеют никакого плана на будущее, не имеют больших шансов и, в любом случае, заняты подковёрной борьбой друг с другом.
– А Дмитрий Чубашенко?
– Он только обозначает своё участие в кампании, работает за вознаграждение, как он привык это делать, как он когда-то был у Филата, в списке кандидатов в депутаты, а сейчас он является оружием Усатого против Додона. У них тоже свой матч на левом фланге, соперничество, подобное тому, что существует между Майей Санду и Нэстасе, тоже основанное на обидах: не могут решить, кто из них более важный кандидат. Именно этим они и будут заниматься, если доберутся до поста президента страны – борьбой честолюбий и обид.
– У Вас уже было несколько инцидентов в ходе кампании, на встречах с избирателями. Почему люди Вас освистали?
– Я уже представил видео-доказательства того, что это были акты предвыборного хулиганства, подготовленные Нэстасе и Усатым – двумя политическими партнёрами-экстремистами. В ходе собственно встреч с избирателями никаких проблем не было, для всех участников было очевидно, что речь идёт о предвыборных провокациях из-за угла. Мы уже уведомили ЦИК и не успокоимся до тех пор, пока не будет применён закон, мы требуем наказать политических хулиганов. Усатый и Нэстасе показывают свою трусость, неспособность участвовать в предвыборном соревновании. В отсутствие аргументов они прибегают к варварским методам, к грязной кампании. Конечно, мы не можем позволить себе опуститься до их уровня, во что бы всё превратилось, если бы и нашим ребятам из ДПМ было разрешено платить той же монетой. Нет, мы занимаемся своим делом и будем просить учреждения обеспечить соблюдение закона.
– Появилось несколько опросов, показывающих несколько неожиданный рост ДПМ. По Вашему мнению, чем обусловлен этот рост? В том числе и Ваш?
– Надеюсь, все убедились в том, что опросы заказаны независимыми организациями и даже весьма критично относящимися к ДПМ. Но нет ничего удивительного в том, что люди выбирают нормальную жизнь, а не скандалы, предлагаемые другими политиками. Для этого и существуют выборы – чтобы люди делали выбор между кандидатами, между их проектами, между их способностью представлять интересы граждан. Люди не наивны, какими их считают мои оппоненты, день и ночь засыпающие их подтасовками и ложью обо мне лично и о ДПМ. Думаете, случайно рейтинг у Платформы DA и ППНП, главных очернителей ДПМ, опустился ниже рейтинга нашей партии? Это результат поведения данных партий и того, что они ничего не показали на политической сцене, ничего, кроме грязных целей. Две эти партии эксплуатировали бедность и неприятности людей, своими протестами дали им надежду на решение проблем, после чего построили себе партии на плечах граждан и сразу забыли об их проблемах. Они цинично воспользовались людьми в узких, личных политических интересах. Ни Додон, ни двое его коллег не поняли того, что людям нельзя лгать до бесконечности, что на выборах они заплатят за то, каким образом они использовали людей.
В то же время, вместе с коллегами, мы вернули экономике верное направление, проводим реальные реформы, день за днём решаем проблемы людей, и после выборов мы должны заниматься этим ещё лучше, на основе энергичной формулы и очень тесного сотрудничества между президентом, правительством и парламентским большинством.
– Майя Санду говорит, что если Вы выйдете во второй тур, значит выборы были сфальсифицированы.
– Майя Санду вообще испугана тем, что с ней происходит, и по-человечески я её понимаю. Она только теперь осознала, что попала в капкан Цопа и Нэстасе, что они держали её в плену идеей единого кандидата, чтобы устранить её из предвыборной гонки. Сейчас она понимает, что оказалась в этом капкане, но она потеряла драгоценное время, которое уже не может наверстать. Пока её убаюкивали идеей единого кандидата, Нэстасе проводил свою мощную предвыборную кампанию, вёл грязную игру, чтобы её опередить. С Майей поступили очень некрасиво. Я убеждён в том, что Цопа никогда не имели ни малейшего намерения вывести из гонки свою марионетку и поддержать Mайю Санду. Думаю, сейчас это понятно всем. А если бы, каким-то чудом, это случилось, они бы измазали её грязью и разрушили её портрет кандидата. В любом случае, они применили стратегию удерживания Mайи Санду на обочине, где она и останется, в широком смысле слова. Я её понимаю, понимаю, что она испугана тем, что теряет шансы на выборах, поэтому пытается компенсировать их громкими заявлениями. Она пытается оправдать свои ошибки и политическое бездействие, но она недооценивает электорат, когда пытается оправдать свой проигрыш нечестностью выборов ещё до того, как выборы начались. Если она – настоящий и ответственный политик, то она должна пресечь раздоры внутри проевропейского электората, потому что у нас есть общий стратегический выбор. Поэтому я и коллеги из ДПМ предлагаем цивилизованную альтернативу – провести честную кампанию, без демагогии и склок, основанную на соревновании идей и способностей создать европейские условия жизни здесь, в Республике Молдова.
– Являются ли эти выборы геополитическими?
– Я бы предпочёл, чтобы мы сосредоточились только на внутренней повестке дня, повестке дня граждан, потому что направление развития страны уже определено Соглашением об ассоциации с Европейским союзом. Но у нас есть партия, ПСРМ, которая тянет эту кампанию в зону геополитики, потому что Додон не может обсуждать реальные проблемы людей, он не имеет внутреннего проекта для молдавских граждан, которых он просто „любит”, но ничего не имеет им предложить. И тогда он предлагает им возвращение к геополитической войне. Мы, ДПМ, считаем, что партнёрство с Востоком имеет важное значение и должно быть сохранено, но на выборах я продемонстрирую, что европейский проект является единственным, обеспечивающим Республике Молдова перспективу и прогресс. Тем не менее, я уделю достаточно времени и тому, чтобы обсудить с людьми внутреннюю повестку дня, выслушать их и найти решения имеющихся у них проблем, потому что эти решения во многих случаях основаны как раз на европейской помощи.
– Ответьте коротким предложением: в чём заключается Ваш месседж для людей, почему им следует проголосовать за Вас?
– Я призываю их проголосовать за человека, который, будучи президентом, действительно сможет решить их проблемы, будет обладать необходимыми для этого рычагами, опираясь на сильную команду и сотрудничество ключевых институтов и ветвей власти. Я призываю их не позволить себя обмануть политическим авантюристам и опасными экспериментами, которые не могут решить абсолютно ничего. Пусть они остерегаются ложных героев, помня о том разочаровании и той боли, которые подобные герои принесли им в предыдущие годы. Республика Молдова нуждается в нормальной жизни, в мире и спокойствии в обществе, в стабильности, но также в ускорении развития и реформ, благодаря которым государственная администрация работала бы для граждан, как в Европе. Мы уже начали широкомасштабную борьбу с коррупцией в тех областях, которые ранее были неприкосновенны. И если мы хотим двигаться вперёд, то нам нужно институциональное сотрудничество, чтобы быстро проводить реформы и обеспечить благосостояние молдавским семьям. Эти элементы лежат в основе программы, с которой я баллотируюсь на пост президента Республики Молдова.