Малое Объединение и урок для потомков. Op-Ed Анатола Цэрану

 

 

Малое Объединение” напоминает нам о том, что великие политические достижения требуют единства, дальновидности и дипломатии. Союз 1859 года был не только символическим актом, но и примером политического прагматизма, который может вдохновить проект национального воссоединения и в наши дни...

 

Анатол Цэрану
 

Для румын во всем мире 24 января - это празднование Объединения румынских княжеств в 1859 году, которое еще называют „Малым объединением” („Mica Unire”). Достигнутый волей и действиями унионистской партии в Яссах и Бухаресте, союз двух румынских княжеств, Молдавии и Валахии (Țara Românească), был лишь первым этапом в создании современного румынского унитарного государства, в объединении и утверждении современной румынской нации.

Объединение двух румынских княжеств в 1859 году как нельзя лучше вписывалось в процессы великих преобразований в политической, социальной и культурной структуре европейского континента XIX века, главным следствием которых стало формирование национальных государств. В этом контексте случай с Румынией был органично вписан в специфику века наций, как справедливо называли XIX столетие, а процесс объединения румынской нации является примером общеевропейских тенденций этого периода. Достаточно упомянуть, что в эти же годы на политической карте Европы, наряду с Румынией, появляются объединенные государства Германии и Италии.

Краткая история

Еще в первой половине XIX-го века мало что предвещало радикальные перемены в судьбе Молдовы и Валахии, которые в начале века находились в полной зависимости от России и Турции, причем обе империи были категорически против объединения княжеств. Однако такое положение дел было сильно поколеблено событиями революции 1848 года, которые высветили культурное и экономическое сходство между двумя румынскими странами. Несмотря на то, что революция была подавлена, она стала важным моментом, в котором румынская национальная элита открыто выразила свое стремление к единству и демократическим реформам.

На этом фоне первый шаг к объединению был сделан в том же 1848 году, путем создания Таможенного союза между Молдавией и Валахией. В то время Турция и Россия, отвлеченные революционными волнениями на европейском континенте, не осознали важности этого факта и не препятствовали практической реализации этого проекта.

Попутно, международный контекст радикально изменился в отношении румынских княжеств после Крымской войны 1853-1856 годов, когда Россия потерпела поражение от коалиции, сформированной Соединенным Королевством Великобритании и Ирландии, Французской империей, Королевством Сардиния и Османской империей. После этой войны судьба румынских княжеств перешла из рук русских и турок под преобладающее влияние великих европейских держав.

Крымская война закончилась на Парижском конгрессе в феврале-марте 1856 года подписанием мирного договора, основанного на ограничении российской власти и ее влияния в Юго-Восточной Европе. Для румын договор обернулся отменой российского протектората и заменой его коллективной гарантией великих держав. Благодаря этому удалось ликвидировать российское влияние и добиться того, чтобы царские войска больше не могли переходить территорию княжеств без согласия держав-гарантов, а также уступить юго-восточную Бессарабию Молдавскому княжеству.

В 1858 году великие державы встретились на Парижской конференции, которая завершилась Конвенцией, заключенной 7/19 августа, которая установила будущий политический, социальный и административный статус румынских княжеств. Несмотря на то, что Парижская конвенция лишь частично учитывала волю румын, этот международный документ устанавливал основополагающие нормы, касающиеся политического и правового положения княжеств и их реорганизации, что создавало предпосылки для объединения. Парижская конвенция опиралась на заявленную поддержку императора Наполеона III, который хотел, чтобы в Восточной Европе был профранцузский бастион, который противостоял бы влиянию России.

Аргумент свершившегося факта

По сути, Парижская конвенция санкционировала формальное объединение Молдовы и Валахии в государство под названием Объединенные княжества, но в котором должны были быть избраны два правителя, два законодательных собрания, два правительства. Однако в тексте Конвенции не было четко указано, что оба княжества не могут управляться одним и тем же правителем. Эта юридическая двусмысленность в тексте Конвенции была блестяще использована унионистской партией в обоих княжествах при избрании новых правителей. В результате, 5/17 января 1859 года в Яссах (Молдова) состоялись выборы, и новым правителем был избран Александру Иоан Куза. Неделю спустя, 12/24 января 1859 года, выборы состоялись и в Бухаресте, на которых Александр Иоан Куза также был избран правителем. Таким образом, румынская политическая элита поставила великие державы перед свершившимся фактом, когда оба княжества управлялись одним и тем же правителем.

Несмотря на то, что свершившийся 24 января 1859 года факт был расценен Оттоманской Портой и Австрией как нарушение Парижской конвенции, румынские унионисты умело воспользовались тем обстоятельством, что в тексте конвенции 1858 года не было оговорено, что правители, избранные в двух княжествах, должны быть отдельными лицами, и таким образом обошли протесты противников объединения. Таким образом, Куза стал правителем двух княжеств, а их союз был признан великими державами во время его правления.

Огромная заслуга Кузы состояла в том, что во время своего правления он сумел добиться международного признания Союза румынских княжеств и, проведя реформы во всех областях, заложил основы современного румынского государства. В 1862 году с помощью унионистов из обоих княжеств Александру Иоан Куза объединил Парламент и Правительство, тем самым достигнув политического союза двух румынских стран. С 1866 года, когда была разработана первая конституция, на политической карте Европы появилось новое государство под названием Румыния.

На протяжении всего периода, когда двум румынским княжествам удалось объединиться, Трансильвания, Банат, Бессарабия и Буковина продолжали находиться под иностранным, австрийским и российским, владычеством, вплоть до 1918 года, когда был завершен естественный процесс объединения Румынии, кульминацией которого стал акт Великого объединения в Алба-Юлии. Этому событию благоприятствовал распад великих многонациональных империй: Османской, Австро-Венгерской и Российской. И в случае Великого объединения румыны умело использовали международную конъюнктуру в интересах национального дела.

Уроки Малого Объединения

Первый урок, касающийся свершения Малого Объединения 1859 года, а также Великого Объединения 1918 года, заключается в том, что румынская культурная и политическая элита сыграла решающую роль в этих исторических событиях. Румынская интеллигенция и политики того времени горячо поддерживали идею объединения. Они публиковали статьи, выступали с речами и проводили собрания, чтобы рассказать населению о преимуществах объединения. Посредством культурных и политических инициатив элиты культивировали общую национальную идентичность, подчеркивая исторические, языковые и культурные связи между провинциями, населенными румынами.

Еще один урок, который можно извлечь из акта Малого Объединения, связан с мастерством, с которым действовали румынские политики и дипломатические эмиссары, отстаивая национальное дело на европейском уровне. Избрание Александру Иоана Кузы правителем обоих княжеств было актом большого политического мастерства, и объединение было достигнуто благодаря тесной координации между политическими партиями обоих княжеств, которые отложили в сторону соперничество ради достижения общей цели. Таким образом, Объединение 1859 года стало результатом сочетания политического видения, дипломатической стратегии и национальной мобилизации, умело скоординированной румынской политической элитой того времени.

„Малое Объединение” напоминает нам о том, что великие политические достижения требуют единства, дальновидности и дипломатии. Сегодня политические деятели Румынии и Республики Молдова должны возводить мосты сотрудничества, поощрять национальную солидарность и культивировать общее видение, отражающее интересы всего румынского народа. Объединение 1859 года было не только символическим актом, но и примером политического прагматизма, который может вдохновить проект национального воссоединения и в наши дни.


 
Анатол Цэрану
доктор исторических наук, политический коментатор

IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.