Время проходит быстро, стирая из нашей памяти обещания политиков. Хорошо, что периодически у нас проходят выборы. Соответственно, раз в четыре года мы имеем возможность вспомнить о предвыборных обещаниях наших официальных лиц. В эфире передачи „Puterea a patra” от 22 ноября 2019 года, на телеканале N4, вице-премьер по европейской интеграции Юрие Лянкэ подвёл итоги совместного заседания правительств Республики Молдова и Румынии, которое состоялось в тот же день в Бухаресте. Подписание ряда двусторонних соглашений в таких областях, как туризм, образование, здравоохранение и других, не может не радовать граждан Республики Молдова.
Очевидно, что основное внимание сосредоточено на стратегических вопросах. Вице-премьер Юрие Лянкэ порадовал нас и в этом смысле, заявив: „Я уверен, что с 1 января 2020 года мы сможем закупать газ и в Румынии”. Всё же, после этого заявления мы вынуждены гадать – идёт ли речь об осязаемой перспективе или о предвыборном обещании? Дилемма эта не является надуманной. Дело в том, что в качестве премьер-министра Юрие Лянкэ участвовал 27 августа 2014 года в официальном запуске газопровода Яссы–Унгень, вместе с премьер-министром Румынии Виктором Понта и комиссаром Евросоюза по вопросам энергетики Гюнтером Эттингером. Тогда, за три недели до начала избирательной кампании к парламентским выборам, премьер Лянкэ заверял нас в следующем: „У нас имеется обязательство, и я убеждён, что, максимум через два года, мы будем иметь все элементы, необходимые для того, чтобы иметь возможность закупать газ только в Румынии, в том случае, если на соответствующем этапе мы придём к выводу, что цены будут гораздо более выгодными, и у меня есть причины полагать, что так оно и будет”.
Прошло четыре года, и мы снова находимся в преддверии избирательной кампании к парламентским выборам. Может показаться, что мы слышим те же самые обещания, но это не так. Сейчас нам обещают, что с 1 января 2020 года мы сможем закупать газ и в Румынии, а в 2014 году нам обещали, что с 2016 года мы сможем закупать его только в Румынии. Как видим, что-то изменилось в не самом оптимистичном направлении, хотя прошло 4 года. Тогда мы были воодушевлены заверениями премьера Юрие Лянкэ, которые распаляли наше воображение: „Пока у нас построено соединение, мы можем начать импорт, но должны будем построить ещё один газопровод, Унгень–Кишинёв, а Румыния – две газокомпрессорных станции, чтобы технически подготовиться к увеличению объёма импорта”. Стратегический аспект газопровода был подчёркнут следующим заявлением: „Тогда мы сможем вести переговоры с Россией, мы сможем выбирать то, что более выгодно для Республики Молдова”.
Справедливости ради, следует отметить, что в 2018 году, в преддверии парламентских выборов, первым, кто вернул внимание общественности к стратегическому вопросу газопровода Унгень–Кишинёв, стал председатель парламента Андриан Канду. В эфире передачи „Loc de dialog” от 7 августа, на Radio Moldova, Канду заявил, что „в августе 2018 года начнётся строительство участка Унгень–Кишинёв газопровода Яссы–Кишинёв”. Мы обрадовались: наконец-то! Могло бы показаться, что существует созвучие между заявлениями председателя парламента Андриана Канду и недавними высказываниями вице-премьера Юрие Лянкэ. Вот только, за три дня до высказываний вице-премьера, 19 ноября, стало известно о том, что предприятие Vestmoldtransgaz, приобретённое румынской компанией Transgaz, уже более двух месяцев ищет фирму, которая занялась бы строительством участков газопровода Унгень–Кишинёв. Тендер, назначенный на 14 сентября этого года, завершился безрезультатно. Поэтому срок приёма предложений от компаний был продлён до 20 ноября. Всё же, мы должны оставаться оптимистами. Возможно, ситуация сдвинулась с места, и оптимистичные заявления вице-премьера Юрие Лянкэ от 22 ноября были основаны на знании возможностей и потенциала фирм-участниц тендера от 20 ноября. В противном случае, может статься, что нам придётся подождать ещё один электоральный цикл, чтобы к стратегической проблеме энергетической независимости было вновь привлечено внимание общественности. Периодические выборы в любом случае неизбежны, поэтому, в качестве утешения, нам стоит руководствоваться пословицей – лучше поздно, чем никогда!
Эксперты IPN