Либеральную партию никто не отстранял от власти, и тот факт, что она не получила желаемое, не означает, что её кто-то отстранял, а говорит о том, что не были найдены возможности для переговоров, либо иное решение. Такое мнение высказал заведующий Кафедрой истории и международных отношений ULIM Михай Черненку. В беседе с корреспондентом IPN он отметил, что заявление ЛП о её готовности участвовать в управлении страной совместно с ЛДПМ и ДПМ, если будут соблюдены компромиссные условия, обговоренные в присутствии европейских партнёров, можно расценить как начало избирательной кампании по местным выборам, но его можно рассматривать и как благое намерение ЛП.
„Суть искусства переговоров состоит в их результате. Результат был нулевым, и это означает, что и переговоры были достаточно плохими. Чудом стал бы пересмотр решения и создание настоящего правительства, имеющего большинство, если даже и не комфортное, но всё же большинство голосов в парламенте, потому что, имея правительство меньшинства, проводить ряд болезненных реформ будет, я думаю, очень опасно”, убеждён завкафедрой.
Михай Черненку отметил, что три договаривающиеся партии так и не смогли найти компромиссное решение, и в этом заключается проблема. „С одной стороны, либералы обвиняют ЛДПМ и ДПМ в том, что те вступили в альянс с ПКРМ, но что им ещё оставалось делать – ждать ЛП, после месяцев невнятных переговоров? С другой стороны, права и ЛП, когда заявляет об отсутствии гибкости у Демократической партии и её нежелании уступать. Хорошо, но если кто-то не хотел уступать – следовало найти другую формулу”, считает Михай Черненку.
В то же время Михай Черненку утверждает, что либералы напрасно заявляют о своём нежелании создавать коалицию с ПКРМ, потому что в Кишинёвском муниципальном совете обе партии голосуют за совместные проекты. „То есть в КМС можно сотрудничать с ПКРМ, потому что у них нет большинства, а все сказки про белого бычка, про то, что муниципальный совет – это другое дело, не соответствуют действительности. Так почему же в муниципальном совете они сотрудничают с коммунистами, потому что другого выхода у них нет, и не говорят при этом о существовании альянса ЛП–ПКРМ, а здесь они заявляют о коалиции ЛДПМ–ДПМ–ПКРМ?”, вопрошает Михай Черненку.
Заведующий кафедрой отметил, что переговорщики не достигли компромисса в отношении поддержки кандидатуры Дорина Киртоакэ на пост примара столицы, потому что без поддержки коллег из ЛДПМ и ДПМ либералы не сумеют завоевать третий примарский мандат. ЛП хочет любой ценой удержать за собой кресло столичного градоначальника, потому что Киртоакэ выступает партийным локомотивом.
Решение должно быть найдено. „Надеюсь, они найдут возможность что-нибудь ещё сделать. Не следует разворачиваться и заявлять: „Я собрал своих кукол и ухожу”. Ответственные государственные деятели не могут так поступать, независимо от формулы и министерств, которые они желали получить”, подчеркнул Михай Черненку.
После того, как в конце прошлой недели ЛДПМ и ДПМ подписали соглашение о создании Политического альянса за европейскую Молдову, на своём Республиканском совете Либеральная партия приняла решение об участии в правящей коалиции вместе с ЛДПМ и ДПМ, если будут соблюдены условия и компромиссные предложения, достигнутые в присутствии европейских партнёров. За почти два месяца переговоров в трёхстороннем формате проевропейские партии не сумели достичь консенсуса.