Либерализация виз для Молдовы, 4 года спустя – между борьбой с коррупцией и отъездом молдаван, OP-ED

 

 


Либерализация виз является одним из тех немногих инструментов, порождённых углублением диалога с ЕС, которые одобряются большинством политических сил, в том числе с пророссийскими взглядами...

 

Дионис Ченуша
 

28 апреля 2018 года исполнилось 4 года с того момента, как молдавские граждане начали пользоваться безвизовым режимом с ЕС. Несмотря на рост рисков в области безопасности в различных частях Европы и негативный образ европейских ценностей, ежедневно проецируемый российскими СМИ, молдаване продолжили посещать Шенгенскую зону. С примерно 1 миллиона человек, зарегистрированного в 2014–2017 годах, совокупное количество молдавских граждан, посетивших ЕС с биометрическим паспортом, выросло до 1,5 миллиона человек (за период с апреля 2014 по апрель 2018 гг.), то есть почти половины населения страны. С одной стороны, эти данные показывают, что преимущества безвизового режима ощущаются большей долей населения, представляющего различные социально-экономические группы. С другой стороны, подтверждается тот факт, что молдавские граждане пользуются молдавскими биометрическими паспортами в условиях возможности восстановления румынского гражданства.

Значительный рост количества пересечений границы молдавскими гражданами свидетельствует об увеличении политического, экономического и социального взаимодействия между Молдовой и европейским пространством. Говоря точнее, за 4 года, прошедших с момента отмены виз, число поездок молдавских граждан увеличились более чем в 5 раз: с примерно 300 тысяч, в 2014 году, до 1,5 миллиона – в 2017-м. Молодое население, в возрасте 26–35 лет, является наиболее мобильной социальной группой, категории старшего возраста следуют за ней. Будучи центром притяжения для молодого поколения молдавских граждан, Европа также может выступить в качестве источника вдохновения для насаждения в молдавском обществе благого управления, верховенства закона и других европейских ценностей.

Связь с Европой осуществляется в основном через территорию Румынии. В начале 2018 года Бухарест и Кишинёв договорились о создании совместных контрольно-пропускных пунктов на территории половины погранпереходов на молдо-румынской границе: Костешть–Стынка, Липкань–Рэдэуць и Кахул–Оанча. Это может ускорить транспортный поток на границе и дополнительно облегчить поездки молдавским гражданам. Второе место по числу пересечений границы в направлении Европы занимает Кишинёвский аэропорт, с более чем 270 тысячами пересечений за период с апреля 2014 года по апрель 2018-го. Это подразумевает значительное давление на пропускную способность инфраструктуры единственного международного аэропорта Молдовы, который, хотя и имеет стратегическое значение для страны, в 2013 году был, при сомнительных обстоятельствах, отдан властями в концессию на 49 лет.

Даже спустя четыре года после либерализации безвизового режима Молдова имеет задолженности в плане качества борьбы с коррупцией, искоренения политической коррупции и использования инструментов по борьбе с организованной преступностью. Эти задолженности показывают, что после либерализации безвизового режима Кишинёв значительно снизил свои реформаторские усилия. С 2017 года Европейский союз начал проводить дополнительное оценивание выполнения обязательств Молдовой и другими странами с либерализированным визовым режимом (Грузия, Украина, страны Западных Балкан). Следовательно, неустранение важных отклонений от норм безвизового режима с Евросоюзом позволяет странам-членам ЕС быстрее инициировать упрощённый механизм приостановки безвизового режима (IPN, 18 апреля 2017 г.), в том числе для Молдовы.

Либерализация виз и соображения, которые движут молдавскими мигрантами

По официальным данным, около 80% молдавских граждан, посетивших страны Шенгенской зоны, вернулись в Молдову (Пограничная полиция, 27 апреля 2018 г.). А остальные, свыше 300 тысяч человек, остались в ЕС, нарушив тем самым нормы безвизового режима (См. Таблицу 1). Такой вид преступления вызван, как правило, экономическими мотивами. Следовательно, эта категория граждан выбирает нелегальную работу в Европе, либо некоторые из них ждут получения румынских удостоверяющих личность документов, при наличии которых их трудоустройство автоматически становится легальным. На данный момент предположение относительно румынских документов не может быть доказано, поскольку власти Румынии не практикуют публикацию статистических данных о динамике выдачи румынских удостоверений личности молдавским гражданам.

Таблица 1. Число молдавских граждан с биометрическими паспортами, посетивших ЕС и вернувшихся в страну

 

2014–2016

2014–2017

Молдавские граждане, воспользовавшиеся либерализацией виз (человек)

982.764

1.469.917

Молдавские граждане, вернувшиеся в страну

849.591

1.168.079

Источник: Пограничная полиция


Повышение интереса некоторых молдавских граждан к нелегальному пребыванию в ЕС может быть обусловлено чисто экономическими соображениями, связанными с их истинным профилем как экономических мигрантов. Поэтому данная категория граждан улавливает положительные сигналы, исходящие от европейской экономики. Последняя постепенно восстанавливается, а её ежегодный рост составляет от 0,2 до 2,2%, после резкого падения ВВП примерно на 4% в связи с финансовым кризисом 2009 года.

С другой стороны действуют факторы „отторжения”, связанные с непривлекательностью официальных зарплат в реальном секторе экономики Молдовы, негативными последствиями махинаций в банковской системе, политическими кризисами и низкой эффективностью реформ.

Непредсказуемость российской валюты и российской экономики, страдающей вследствие зависимости от мировых цен на углеводороды, а также в результате западных санкций, связанных с аннексией Крыма и войной на Донбассе, вмешательством в избирательные кампании в странах Запада и т. д., также влияет на поведение молдавских мигрантов. Это было заметно в 2016 году, когда число молдавских мигрантов сократилось примерно на 150 тысяч человек по сравнению с 584 тысячами молдавских граждан, зарегистрированными в 2014 году. Несмотря на то, что либерализация визового режима исключает возможность трудоустройства, частичная переориентация молдавских рабочих на Евросоюз имеет высокую степень вероятности.

Молдова, Украина и Грузия: сравнение отклонений

Правовое поведение молдавских граждан в отношении требований безвизового режима с ЕС было проверено временем, поскольку этот режим был предоставлен Молдове на три года раньше, чем Грузии (март 2017 года) и Украине (июнь 2017 года). Хотя статистика показывает наличие сходных проблем у всех этих стран, отклонения, зарегистрированные в случае Молдовы, недопустимы, учитывая, что страна находится на 4-м году применения безвизового режима. В ближайшие годы станет понятно, усугубятся ли те проблемы, которые были выявлены в Грузии и Украине за 6–8 месяцев с момента отмены шенгенских виз, или, напротив, они будут устранены. (См. Таблицу 2)

Таблица 2. Ключевые показатели при оценке применения безвизового режима

 

 

2014

2015

2016

Отказы во въезде в Шенгенскую зону

Молдова

1845

2725

4660

Украина

15.585

23.795

22.495

Грузия

3.185

1.330

810

Случаи незаконного пребывания

Молдова

2.245

4.050

7.660

Украина

16.520

23.480

29.565

Грузия

6.550

5.405

5.240

Реадмиссия/возврат (% от количества случаев)

Молдова

62.3 % из 1.700

67.3 % из 1.810

48.1 % из 5.035

Украина

74.7% из 12.220

76.4% из 19.200

82.5% из 26.865

Грузия

53.9% из 6.260

45.1% из 6.415

55.9% из 5.635

Запросы на предоставление убежища

Молдова

475

1.850

3.675

Украина

14.090

22.100

12.460

Грузия

8.570

8.110

8.700

Источник: Доклад Европейской комиссии от декабря 2017 года

Что касается Молдовы, то её результаты в 2016 году ухудшились по всем показателям по сравнению с 2015 годом. Помимо роста числа попыток молдавских граждан оказаться в ЕС, не соответствуя при этом техническим критериям, увеличилась и тенденция незаконного пребывания. В то же время доля возвращаемых в страну граждан упала ниже 50%, причём самое низкое количество возвратов наблюдается из Германии и Польши, а число запросов на предоставление убежища практически удвоилось. Помимо технических показателей, ЕС проявляет скепсис в отношении усилий молдавских властей по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, требуя успешного завершения институциональных реформ.

Ситуация в Украине, похоже, больше всего тревожит Евросоюз из-за рисков, связанных с нелегальной миграцией. Основные проблемы Грузии более разнообразны и включают в себя незаконную миграцию, трансграничное применение законов, борьбу с организованной преступностью и даже законодательство в сфере борьбы с дискриминацией.

Вместо заключения...

И по прошествии 4 лет с момента либерализации визового режима Молдове не удалось существенно улучшить свой институциональный механизм для эффективной борьбы с коррупцией, в том числе в политике, и с организованной преступностью. В то же время наблюдается ухудшение показателей в сфере незаконного пребывания, отказа в интеграции, запросов на предоставление убежища и реадмиссии. Обнародование данных за 2017 год покажет, превращаются ли эти отклонения в чёткую тенденцию.

Увеличение числа поездок молдавских граждан в ЕС очень чётко показывает, что, с одной стороны, интеграция с европейским пространством наполняется всё большим содержанием, а с другой стороны, что профиль молдавских граждан-бенефициаров становится более разнообразным. Непривлекательность молдавской экономики и экономические потрясения в России могут служить причинами переориентации молдавских мигрантов на Европу, чему способствуют злоупотребления безвизовым режимом.

Либерализация виз является одним из наиболее осязаемых результатов сближения Молдовы с ЕС за последние 4 года. Помимо того, что она порождает преимущества практически для каждого молдавского гражданина, критерии, которые нужно соблюдать для сохранения безвизового режима, полезны в плане содействия реформам, игнорируемым властями страны. Наконец, либерализация виз является одним из тех немногих инструментов, порождённых углублением диалога с ЕС, которые одобряются большинством политических сил, в том числе с пророссийскими взглядами.

 
Дионис Ченуша

 


IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции. 

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.