«Ленин в головах». Попытка переименовать центральную улицу Комрата обернулась спором о национальных героях Гагаузии, OP-ED

 

 
Это всего лишь попытка предоставить короткому советскому периоду адекватное место в истории гагаузов...


 

Вячеслав Крачун
 

«Ленин в головах». Попытка переименовать центральную улицу Комрата обернулась спором о национальных героях Гагаузии, OP-ED

Это всего лишь попытка предоставить короткому советскому периоду адекватное место в истории гагаузов...”
---


Главная улица Комрата, столицы Гагаузской автономии носит имя Владимира Ленина, но вскоре может быть переименована в честь покойного первого президента самопровозглашённой Гагаузской Республики Степана Топала. Вопрос о целесообразности такой идеи стал для гагаузской общественности предметом жарких дебатов. Сопутствующий финансовый вопрос, похоже, нашёл простое решение, чего не скажешь о проблеме национального самосознания гагаузов, наличие которого пока ещё подвергается сомнению.

«Ленин гагауз»

То, что в 2018 году, спустя три десятилетия национального возрождения гагаузского народа главная артерия их административного центра по-прежнему названа в честь первого символа советской эпохи, является курьёзом разве что для приезжих гостей. Для местных же жителей такая ситуация вполне привычна, причём не только в Комрате. Вождь мирового пролетариата увековечен в названиях центральных улиц практически всех населённых пунктов Гагаузии. Человек, не знакомый с историей, оценивая эти реалии, имел бы все основания предположить, что Ленин – либо какой-то важный гагауз, либо сыграл ключевую роль в истории гагаузского народа. 

Несмотря на явный ценностный разлад, ситуация долгое время мало кого волновала всерьёз. Ленин успел стать для многих «священной коровой», на которую нельзя покушаться. С лёгкой руки популистов даже робкое заикание о переименовании центральной улицы Комрата трактовалось как антироссийская провокация. А формально справедливые реплики относительно того, что «есть в городе проблемы и поважнее», обрекало общественных активистов, выступающих за новое название, на меньшинство. В результате редкие дискуссии на эту тему редко выходили за рамки социальных сетей или уличных разговоров.

Знать своих героев

Тема снова зазвучала в общественном пространстве после 29 сентября, когда скончался Степан Топал – один из основателей непризнанной Гагаузской Республики и важная фигура в местной патриотической среде. Именно его имя, посчитали активисты, должно заменить Владимира Ильича в названии центральной улицы. На этот раз представители общественности добились внимания к теме со стороны ряда политиков и местных органов власти. Примэрия Комрата организовала 14 ноября публичные слушания по вопросу переименования улицы, на которые пришли сам мэр Сергей Анастасов, несколько бывших и действующих депутатов Народного собрания (Парламент Автономии), советники муниципия и лидеры общественных организаций.

Обсуждение прошло довольно бурно. Один из первых, кто стал продвигать идею увековечивания имени Степана Топал, общественный деятель Леонид Добров заявил, что называть центральные улицы в честь своих лидеров – это в порядке вещей и что так делают во всех странах. При этом он признал, что вопрос не простой, поскольку влечёт за собой финансовую нагрузку, в частности, затраты на замену документов, которые большинству жителей будет тяжело оплатить. По его мнению, соответствующие затраты могли бы быть покрыты за счёт бюджетных средств.

В ответ на это моментально среагировал экс-спикер НСГ Дмитрий Константинов. Он сообщил, что готов покрыть расходы, связанные с переименованием улицы Ленина на улицу Степана Топала, чем сорвал аплодисменты присутствующих.

В числе тех, кто призвал не торопиться с переименованием, оказался экс-депутат НСГ Николай Димитрогло. По его словам, многие жители, с кем он общался, предлагают установить в честь Топала памятный бюст, но название улицы не трогать. С беспокойством он высказался и о судьбе памятника Ленину перед зданием Исполкома Гагаузии. «Сначала переименуют улицу, а вторым шагом может стать перенос памятника», заявил Димитрогло.

Его опасения подтвердил депутат Илья Узун, по мнению которого памятник Ленину действительно нужно переместить в парк. «Прошла целая эпоха. [В Кишинёве] переименовали улицу в честь Штефана чел Маре. Это правильное решение. Если мы будем знать, что Ленин великий, но не будем знать, что Штефан Великий, то какая у нас будет история? Мы своих героев должны знать и помнить», - заявил Узун.

Вопрос «повис в воздухе»

Резюмировал дебаты примар Анастасов, которого, судя по всему, также не устраивает, что Ленин у гагаузов в главных национальных символах. «Говорят, что Ленина мы помним. Но не он наш герой. У нас есть столько лидеров, мы что их не должны помнить? Какая история у нас с Лениным?», - отметил градоначальник.

Тем не менее, несмотря на явное преобладание сторонников переименования улицы, ясность по итогам дискуссии так и не была достигнута и инициатива «повисла в воздухе». Когда этот вопрос может быть включён в рабочую повестку заседания муниципального совета, Анастасов не сказал. Вместо этого примар высказался за проведение дополнительных встреч и обсуждений.

Леонид Добров допускает, что «осторожность» Анастасова неслучайна. С одной стороны, примар пытается угодить башкану, чтобы "провалить" переименование, поэтому он будет делать еще несколько таких слушаний. С другой стороны, он точно уверен, что если этот вопрос вынесет на заседание совета, то вопрос может пройти, уверен Добров.

В поисках национального самосознания

Председатель культурно-просветительского объединения «Айдыннык» Виктор Копущу уверен, что официальное переименование центральной улицы Комрата в улицу Президента Топала - дело времени, но главная сложность заключается в отношении населения к фигуре вождя революции. «Переименование начинается в головах, и пока там у большинства сидит Ленин и его идеи, сложно будет двигаться вперед. Сложно будет развиваться предпринимательству. Сложно будет с открытостью принятия решений на всех уровнях власти. Сложно будет с плюрализмом мнений», - написал Копущу в своём блоге. 

Эмоциональные оценки деятельности Ленина часто звучали и на слушаниях в примарии. Но тот ли это подход, который предполагает позитивное решение вопроса? Любая оценка исторических фигур затрагивает политические предпочтения людей и может приводить к разделению общества. Если инициатива по переименованию улицы пойдёт по этим рельсам, она может зайти в тупик. Решение вопроса может быть в уходе от противостояния «советского прошлого» с «антисоветским настоящим» и в обращении к национальному самосознанию гагаузов, которое у многих вполне уживается с «советским кодом».

Поэтому попытка переименовать центральную улицу не выглядит или, по крайней мере, не должна выглядеть как борьба со всем советским. Это всего лишь попытка предоставить короткому советскому периоду адекватное место в истории гагаузов.

 
Вячеслав Крачун, Комрат

 


IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.