Анализ IPN: Либерализация визового режима для молдавских граждан в странах Евросоюза и кризис в Крыму являются звеньями одной цепи - какой бы неожиданной ни казалось эта идея на первый взгляд. Не столько из-за того, что они случились в одно и то же время, что оказывают прямое и сильное воздействие на сегодняшнюю жизнь граждан Республики Молдова, сколько потому, что они непосредственно и мощно влияют на их менталитет, на выбор, связанный с их собственым будущим и будущим курсом развития страны в целом.
---
На данный момент именно эти два звена-элемента – отмена виз для поездок в Европу и кризис в Крыму – обладают наибольшим потенциалом для создания и укрепления цепи взглядов и действий, связанных с европейской интеграцией как национальной идеи.
В Европу как в путешествия, так и на работу
С одной стороны, окончательное и бесповоротное решение Европейского союза предоставить молдаванам право на свободу передвижения в кратчайшие сроки даёт реальные и незамедлительные, непосредственные и ощутимые для всего общества и для каждого человека в отдельности преимущества. О новых и важных возможностях, которые открывает свобода передвижения молодёжи, особенно студентам, деловым людям, членам множества семей, которые постоянно или временно проживают как на Западе, так и в Молдове, туристам, больным, которые нуждаются в лечении и консультациях в квалифицированных медицинских центрах и др., сказано достаточно, и никто не может поставить их под сомнение. По инерции не знакомые с темой, искренние скептики или заинтересованные преуменьшить важность свободы передвижения продолжают утверждать, что она не обеспечивает право на работу, а потому не является особым „приобретением” для молдавских граждан. Эти заявления содержат большую долю неправды и даже злого умысла, потому что, в реальности, свобода передвижения по территории ЕС создаёт все правовые условия для поиска работы и заключения официального трудового договора. Все, кому приходилось искать работу на Западе, могут подтвердить, что самым сложным и самым опасным является время до, а не после устройства на работу. Отмена виз поможет найти рабочее место без посредников, без страха, без опасностей, в том числе финансовых, для здоровья и даже жизни, без всех форм эксплуатации, включая сексуальную, и т.д. Легальный трудовой договор позволяет любому молдавскому гражданину находиться на территории стран ЕС больше 60 дней, предусмотренных законом после отмены виз. Но главное даже не в этом.
Передвижение, формирующее менталитет
Главное, что наш беспрепятственный, естественный доступ в развитые страны мира существенно поспособствует открытию глаз, души и разума для образа жизни, более подходящего человеку, чем тот, к которому мы привыкли, в том числе в советский период, для установленных и уважаемых всеми стандартов и правил игры. Сегодняшняя ситуация аналогична той, в которой очутились те очень немногие советские граждане, которым посчастливилось выехать за границу и пережить шок от несовпадения того, о чём вещала официальная пропаганда тогдашней правящей партии, с реалиями западной жизни. Не спорим, имеются и у западного мира свои грехи, но наши, вытекающие из незнания, неприменения и несоблюдения этих стандартов и правил, принятых Западом десятилетия или даже столетия тому назад, гораздо серьёзнее и неоправданно усложняют нашу жизнь гораздо больше, чем мы того заслуживаем как люди. Отсюда и до изменения менталитета, географических и геополитических приоритетов недалеко. Отсюда и до поддержки, оказываемой всё большим числом граждан Молдавы национальной идее европейской интеграции, также очень близко.
Визы как модель европейской интеграции
В этом смысле процесс получения безвизового режима сам по себе является моделью формирования проевропейского менталитета, со всеми элементами, присущими очень комплексному и очень непростому, но потому и очень естественному процессу. С 2010 года и по сей день этот процесс повидал многое: от полной поддержки до прямого и косвенного саботажа. Он прошёл через стадию вызванной новизной этой идеи эйфории, которая сопровождалась ожиданиями и обещаниями быстрой и лёгкой её реализации. Подобный подход мог стоить должности и даже политической карьеры не только бывшему министру иностранных дел, нынешнему премьеру Юрие Лянкэ, но и партии, одним из первых лиц которой он является – ЛДПМ. Данный процесс пережил этап нескрываемого скептицизма, принимавшего подчас торжествующие формы в устах представителей ДПМ и её лидера Мариана Лупу. Он познал и период „политического торга”, устроенного бывшими участниками АЕИ-1 и АЕИ-2 в лице ЛП и её лидера Михая Гимпу, которые очень хотели принять законы, заявленные ЕС в качестве условия либерализации виз, в том числе Закон о равенстве шансов, но лишь в обмен на уступки со стороны коллег по правящей коалиции. Поведение парламентской и внепарламентской оппозиции определённого цвета также оказало влияние на настроения в обществе, связанные с противостоянием прозападной и провосточной ориентаций. Временами оно имело действительно очень большое значение.
В некотором смысле, большее постоянство в вопросе виз продемонстрировала ЛДПМ, инициатор идеи, и её лидер Влад Филат. Сейчас, когда цель практически достигнута, не имеет большого значения, имело ли это поведение в своей основе политическую убеждённость в справедливости задуманного, либо, в непростые периоды, оно проистекало из политического отчаяния, вызванного сложнейшей ситуацией в других областях политической жизни. Сегодня имеет значение то, что была проделана большая работа, что, в конечном итоге, совместные поиски привели к нахождению совместных выходов, сопровождающихся неизбежными взаимными компромиссами, из серьёзных политических кризисов внутри правящей коалиции, которые могли бы подорвать любую благородную идею, в том числе и либерализацию визового режима.
Но, самое главное, идея с визами достигла успеха, потому что это была одна из очень немногих идей, когда-либо выдвинутых местным политикумом, которая имела по-настоящему национальную ценность и отвечала интересам действительно каждого гражданина страны. Составные части этой ценности и основные преимущества, которые она несёт, были изложены выше. Гражданин понимает и принимает цену и риски идеи, если политики способны вначале продемонстрировать её преимущества. Даже если перед этой демонстрацией гражданин был к данной идее безразличен или враждебен. Это проверенная схема, исходя из которой следует продвигать и другие элементы общей идеи, претендующей на то, чтобы стать действительно национальной, – идеи европейской интеграции Молдовы и её граждан.
И снова „железный занавес”?
Напротив, Крымский кризис в то же самое время принёс большинству граждан Республики Молдова лавину неуверенности, тревог и страхов, из которой каждый ищет выход для себя, а также для своей страны, в той мере, в которой он считает её своей. Случившееся на Крымском полуострове в соседней стране, Украине, в особенности то, чему ещё предстоит произойти после, демонстрирует реальную возможность возвращения к принципам „холодной войны” в качестве основы мирового порядка, если получится избежать состояния войны „горячей”. В отличие от прошлой „холодной войны”, либерализация визового режима на территории ЕС предоставила гражданам Молдовы шанс выбора, дала им альтернативу.
В прошлый раз мы все не по своей воле оказались на „тёмной” стороне „железного занавеса”. Либерализация визового режима в частности и европейская интеграция в целом дают каждому из нас возможность выбора, с какой стороны занавеса оказаться лично ему. Каждый из нас получил шанс по крайней мере получить убежище в той части мира, которая давно не производит ГУЛАГ-и, массовые депортации, насильственные коллективизации и массовый голод. Так как период международной разрядки вероятнее всего подошёл к концу, и начинается новое разграничение сфер на земном шаре в соответствии с критериями безопасности жизни и личной безопасности, соблюдения прав человека и благосостояния ...
Пришло время выбора
Но добиться личной безопасности индивидуальнми усилиями непросто, даже при наличии возможностей и альтернатив. Вот почему и страна в целом должна оказаться в более надёжном убежище. На данном историческом этапе более эффективного и безопасного укрытия с точки зрения менталитета, процесса и структуры, чем европейская интеграция, просто не существует. И чем скорее мы там окажемся – тем лучше. Как стало возможным ускорение либерализации визового режима для молдаван на фоне украинских событий, таким же реальным может стать и присоединение к ЕС в сроки, какие мы и представить себе не могли до кризиса вокруг Крыма. И в последние дни европейскими чиновниками были сделаны в этом отношении некоторые намёки. Реальным сроком могут стать, к примеру, 2-3, максимум 4 года, потому что позднее, может статься, будет уже слишком поздно и для Молдовы, и для Европы.
Эти расчеты исходят как из внутриполитической ситуации в Республике Молдова, так и из возможного развития событий на международной арене. К примеру, как показывает практика, постсоветская Российская Федерация демонстрирует воинственное поведение каждые 5-7 лет. Эта периодичность характерна для внутренних войн на Кавказе, для проявления „братской любви” в войне против Грузии в 2008-м и затем сегодня, против Украины, а элементарные расчёты свидетельствуют, что зона влияния, на которую Россия открыто претендует, до сих пор охвачена ею не в полной мере. Следует ожидать, что России понадобится несколько лет для уменьшения последствий неизбежного ущерба, который она понесёт на внешнем и внутреннем уровне в связи с аннексией Крыма. Но при первой же возможности она осуществит положения собственного изобретения в области международного права, в соответствии с которым Россия может присоединить к себе любую территорию, на которой по данному вопросу будет проведён референдум, в том числе или в особенности под дулом Калашникова. Не нужно быть пророком, чтобы понять: первым в списке стоит приднестровский регион Республики Молдова. От Тирасполя до Кишинёва можно добраться за считанные минуты. Пришло время выбора, время созревания и реализации национальной идеи, не так ли?
Валериу Василикэ, IPN