|
|
Дионис Ченуша | |
Европейская столица внимательно следит за политической ситуацией в Кишинёве. Голоса из различных важных европейских учреждений (Европейского парламента или Европейской службы внешнеполитической деятельности) высказывают свою обеспокоенность в связи с тем, что Молдова всё глубже увязает в политическом хаосе, ведущем к досрочным выборам с мрачными перспективами для европейского вектора страны. Преобладает недоумение от крайне эгоистичных и непоследовательных действий молдавских политиков, которых до сих пор относят к категории проевропейских. Мало кто в Брюсселе способен прогнозировать, в каком именно направлении движется Молдова, но все уверены в том, что нынешний политический класс недооценивает и даже игнорирует политический, экономический и социальный кризисы, в которых находится страна, а также их последствия.
Молдова больше не является „лидером” Восточного партнёрства
Уже всё меньше европейцев порываются говорить о том, что когда-то Молдова была „историей успеха”. Всё большее их количество, однако, стремятся отметить, что в прошлом Молдове удавалось лидировать на отдельных направлениях реформ, таких, например, как либерализация визового режима.
Согласно господствующему ныне в Брюсселе ощущению, в роли „лидера” Восточного партнёрства вырисовывается Грузия. Несмотря на наблюдаемый в Грузии регресс в плане независимости средств массовой информации, а также избирательного правосудия, отношение европейцев к этой стране хоть и критическое, но в довольно умеренной степени. Это значительно контрастирует с очень негативным восприятием Молдовы. Недовольство европейцев сочетается с явным отсутствием у молдавских политических партий желания отказаться от личных интересов в пользу решений, выгодных для граждан и, соответственно, для национальных интересов.
Более того, хотя перед Украиной стоят большие проблемы (коррупция, неэффективное государственное управление, некачественная банковская система и т.д.), по отношению к ней европейцы занимают более терпимую позицию. Это объясняется тем, что украинские проевропейские политики не до такой степени скомпрометировали себя, как их молдавские коллеги. В то же время, ситуация на Украине рассматривается Евросоюзом сквозь призму исходящих от России угроз для региональной безопасности, в частности, в военной и энергетической сферах. Поэтому в восприятии ЕС Грузия и Украина занимают более высокие позиции в рамках Восточного партнёрства, чем Молдова.
Вместо заключения ...
После 6 лет якобы проевропейских коалиций, Брюссель имеет большие сомнения по поводу необратимости европейского вектора Молдовы. Хотя крах существующих сил, называющих себя проевропейскими, является свершившимся фактом и хорошо известен политическим кругам в Брюсселе, сохраняется (по большей части неоправданная) надежда на то, что европейскую интеграцию ещё можно спасти. Некоторые считают, что европейская повестка дня не будет окончательно отброшена пророссийскими силами, даже если они это и обещают. Однако молдавские реалии являются иными, и европейские институты должны быть готовы к любым сценариям, в том числе самым негативным для европейского движения в Молдове.
Даже если и считается, что зависимость от ЕС слишком велика, чтобы от неё можно было отказаться, европейцы должны продемонстрировать, что они хорошо усвоили уроки, вытекающие из событий на Украине и в Армении. Евросоюз должен осознать, что молдавские политики (как и украинские или армянские) крайне непредсказуемы, но ещё более непредсказуема Россия.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.