Какой след оставили „два года решительных шагов на европейском пути?”. Дебаты IPN

Два года назад была подписана заявка на вступление Республики Молдова в Европейский Союз. За этот период, заявила президент Майя Санду, страна предприняла много решительных шагов на пути к европейской интеграции, что, по ее словам, означает улучшение условий жизни, но самое главное - это означает мир и безопасность. Насколько решительными были шаги евроинтеграции, какие следы эти шаги оставили в жизни людей и насколько ощущались эти „следы”, чтобы можно было и дальше рассчитывать на народную поддержку процесса евроинтеграции Республики Молдова обсудили участники публичных дебатов „Какой след оставили „два года решительных шагов на европейском пути?”, организованных Информационным агентством IPN.

По словам постоянного эксперта проекта Игоря Боцана, заявка страны на членство в ЕС обычно представляет собой официальное письмо, подписанное высшим исполнительным органом страны, президентом или премьер-министром, в котором страна выражает свою приверженность уважению и продвижению ценностей, на которых основан Европейский Союз, и обязуется предпринять все необходимые шаги.

„Договор о Европейском Союзе (ст. 49) устанавливает условия, которые должна выполнить страна-кандидат, чтобы стать государством-членом: любое европейское государство, которое уважает ценности государств-членов, и обязуется проводить их в жизнь, может обратиться с заявкой с целью стать членом Союза. Эти ценности включают человеческое достоинство, свободу, демократию, равенство, верховенство закона и уважение прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Именно это предусматривает ст. 2 Договора о Европейском Союзе. Запрос подается в Европейский совет, а Европейский парламент и национальные парламенты уведомляются о подаче такого запроса”, - объяснил Игорь Боцан.

Эксперт отметил, что страна получает статус „страны-кандидата” от Европейского совета на основании заключения Еврокомиссии, составленного по запросу страны кандидата на вступление в Евросоюз. Этот статус не дает стране автоматического права на вступление в ЕС.

„Переговоры о вступлении касаются условий, при которых страна будет принята в Европейский Союз, и сосредоточены на принятии и реализации свода законов ЕС (acquis). Цель состоит в том, чтобы страна-кандидат выполнила условия вступления, часто называемые „Копенгагенскими критериями””, - добавил Игорь Боцан.

Депутат от фракции Партии действия и солидарности Михаил Друцэ считает, что европейская интеграция является квинтэссенцией внутренней и внешней политики нынешней власти. По его словам, в 2021 году, когда ПДС выиграла парламентские выборы, формирование взяло обязательство перед народом подать заявку на членство в ЕС до 2025 года. „Но события в стране и в мире носили такой характер, что заявка была подана раньше ожидаемого срока. Не секрет, что досрочная подача заявления была вызвана ситуацией с безопасностью в регионе. Когда 24 февраля 2022 года в Украине была спровоцирована военная агрессия Российской Федерации, внимание всего мира было приковано к нашему региону”, - заявил депутат.

Михаил Друцэ сказал, что в те драматические дни Киев делал различные заявления, в том числе о экстренном вступлении в НАТО, вступлении по ускоренной процедуре в ЕС. Через несколько дней заявки подали также Грузия и Республика Молдова. „Мы не имеем права делать заявления о том, что наше вступление, те позитивные шаги, которые мы предприняли на пути евроинтеграции, обусловлены исключительно войной в Украине. Это неправда. Война была и до 2022 года. По сути, эта война началась в 2014 году с захвата Крыма кремлевским режимом, но заявок тогда никто не подавал. В 2008 году в Грузии тоже была война, и никто не подал заявку на членство в ЕС. Это было следствием как внутренних, так и внешних факторов”, - отметил депутат.

По его словам, для Беларуси тоже существует война, но эта страна не вступает в Евросоюз. И здесь на первый план выходит внутренний фактор, поскольку речь идет о характере власти в стране. „Была проделана большая работа, качественная. С внешней точки зрения мы были счастливы иметь во главе государства такого политика, как Майя Санду, которая на протяжении многих лет проявляла безоговорочную приверженность ценностям западной либеральной демократии, которые являются основой создания и функционирования Европейского Союза. Это продемонстрировано как внутри страны, так и за ее пределами. Мы были рады, что во главе МИД встал Нику Попеску, которого ценят в Брюсселе, в Бухаресте и которому удалось провести очень эффективную политику”, - добавил Михаил Друцэ.

Председатель Платформы ДА, представитель Политического избирательного Блока Дину Плынгэу заявил, что общество говорит о европейской интеграции уже много лет, со времен правления Коммунистической партии. Дискуссии продвинулись, когда значительная часть молдавских граждан мигрировала в европейские государства, где они увидели передовую модель жизни. Соответственно, это стремление передалось и оставшимся в стране гражданам, парадигма восприятия которых была так или иначе изменена.

„На протяжении всей истории, естественно, существуют обстоятельства или цели, которых трудно достичь в данный момент, но создаются обстоятельства, позволяющие их достичь, в зависимости от определенного регионального контекста. Когда Российская Федерация начала войну в Украине, в этом регионе явно существовала поляризация. Серый цвет был стерт, и общество, люди, особенно страны, должны были сделать выбор. Либо они присоединяются к государствам цивилизованного мира, таким как государства-члены Евросоюза, западные государства, либо они находятся на стороне агрессора”, - заявил председатель Платформы DA.

По его словам, это облегчение или возможность подать заявку на членство возникла благодаря политическому контексту в регионе, а внешнее обстоятельство стало основным фактором, при котором политические решения принимались гораздо быстрее. Также внешнее обстоятельство изменило восприятие, как обществ стран-членов ЕС, так и политиков, находившихся под большим давлением со стороны электората в этих государствах, видя зверства в Украине. „Второй фактор - внутренний, потому что недостаточно иметь только внешнюю возможность подать эту заявку, но и иметь во главе государства политиков, готовых составить это письмо с намерением присоединиться к ЕС. Это был важный фактор - наличие проевропейской власти”, - заявил Дину Плынгэу.

По его словам, эта заявка не была подана сразу, как только появились внешние возможности, но было небольшое колебание со стороны властей, учитывая также попытки извлечь определенные политические преимущества. „Наверное, был некий анализ, связанный с дуэтом или утверждением Республики Молдова в тандеме с Украиной. Однако этот тандем на начальном этапе давал нам преимущество в продвижении отношений с европейскими партнерами. Но все понимают, что война в Украине может продолжиться, процесс послевоенного восстановления может занять еще больше времени. Теперь следует гораздо более сложный процесс, который зависит не только от политической воли на уровне ЕС или Кишинева, но и от некоторых условий, которые государство должно таким образом реализовать”,, - сказал Дину Плынгэу.

301-е публичные дебаты на тему „Какой след оставили „два года решительных шагов на европейском пути?” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы Агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.