Если есть что-то, что беспокоит больше всего в войне, развязанной Российской Федерацией против Украины, помимо самой войны, так это позиция одобрения войны среди значительной части населения России, но также и других стран, включая Республику Молдова. Многие люди задаются вопросом, откуда взялось это неестественное одобрение войны у людей и человечества в 21-м веке, когда очевидно, что умирают тысячи и десятки тысяч людей, в том числе погибают ни в чем не повинные гражданские лица, дети, когда уничтожаются до основания десятки населенных пунктов, когда миллионы людей потеряли или покинули свои дома, своих близких? Объяснение можно найти в том, что не все хорошо понимают причины этой войны, разницу между реальными мотивами и выдуманными предлогами, не понимают истинного характера войны. О предлогах и мотивах, характере и последствиях этой войны говорили участники публичных дебатов, организованных Информационным агентством IPN.
Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан заявил, что война понимается как вооруженная борьба между государствами или группами государств за достижение определенных целей насильственными средствами. По его словам, Хартия ООН и IV Гаагская конвенция о законах и обычаях войны требуют, чтобы конфликтующие государства предприняли все шаги для предотвращения войны. „Если стороны не достигли мирного соглашения, необходимо предъявить ультиматум или объявление войны. В случае отсутствия ультиматума или объявления войны, речь идет о коварной агрессии”, - сказал он.
„Конвенция об определении агрессии, ратифицированная в 1933 году, гласит, что нападавший - это тот, кто совершает агрессию, объявляет войну другому государству, нападает, вторгается на территорию другого государства без объявления войны и т. д.”, - объяснил Игорь Боцан. По его словам, агрессия относится к использованию государством вооруженной силы против суверенитета, территориальной целостности и политической независимости любого другого государства. „Соответственно, агрессивная война идет против международного мира и влечет за собой международную ответственность”. В то же время войны могут быть квалифицированы по нескольким типам – внешние, внутренние, мировые, колониальные, гражданские, религиозные и т. д.
„Если говорить о военных операциях, то это действия военного характера, уступающие по интенсивности войне. В случае с Украиной, российские власти избегают называть конфликт войной по чисто юридическим соображениям. Если Россия объявила бы войну Украине, тогда, согласно ст. 353 Уголовного кодекса Российской Федерации, высшее руководство этой страны может быть осуждено и приговорено к 15 годам тюремного заключения. Таким образом, военные операции часто используются для демонстрации военной силы и для превентивной организованной вооруженной интервенции”, - говорит Игорь Боцан.
Немецкий политолог, главный исследователь Научно-исследовательского института радио „Свободная Европа” в Мюнхене и Берлинского института международных исследований и безопасности, Берлин, Германия, Аннели Уте Габани отметила, что оправдание России узаконить нападение на Украину является „абсолютно коварным”. „Говорят о „демилитаризации” Украины, которая после аннексии Крыма 2014 года оказалась в суровой реальности и стала защищаться от этой агрессии абсолютно законно. „Денацификация” совершенно абсурдна, поскольку президент Украины еврей. Россия много спекулировала этой Азовской группой, которая до того, как была включена в украинскую гвардию, действительно имела более правую идеологию, но нельзя говорить о целой стране в этих терминах, нельзя больше говорить о чем-то подобном”, - отметила Аннели Уте Габаньи, которая также является автором исследований новейшей истории и безопасности по Румынии и Республике Молдова.
По ее мнению, есть причины, заявленные Россией, которые касаются всего процесса расширения НАТО и Европейского Союза. „Россия сначала потребовала от западных государств письменных гарантий пересмотра границ НАТО, установленных после 1997 года, когда в Мадриде было принято решение о расширении альянса. И эти требования, не встречающиеся ранее в современной истории, конечно, не могли быть приняты ни западными государствами, ни государствами, которые, добровольно, но из-за страха перед Россией, вступили в НАТО”, - сказала она.
Бывший вице-премьер по реинтеграции, бывший посол Республики Молдова в ОБСЕ Виктор Осипов отметил, что для этой войны существуют объяснения или интерпретации, данные двумя сторонами – Москвой и Киевом – явно разные. „Причины инициирования войны, я назвал бы это скорее предлогами, некоторые из которых были объявлены публично, а другие скрываются - касаются исключительно Российской Федерации, которая является единственным автором и единственной ответственной за эту агрессию. Это необъявленная, несправедливая война России против Украины”, - заявил Виктор Осипов.
„Предлоги, публично заявленные российской стороной, в том числе об аннексии или присоединении украинских территорий к России, которые изначально были объявлены ошибками изложения, были подтверждены через три месяца после начала войны, когда многое стало проясняться. И речь идет о действиях оккупационных сил на территории Украины. Речь идет о создании „местных органов власти” и многих других действий, в том числе об инсценировки призывов к присоединению к Российской Федерации, а российская пропаганда освещает все это”, - сказал он.
„Среди предлогов - реакция на расширение НАТО, которая является главным геополитическим аргументом, выдвинутым Москвой. Незадекларированным предлогом в речах президента России, но который звучит очень часто и настойчиво является восстановление или, скорее, разрушение униполярной модели, когда говорят, что США играют ведущую роль, и возвращение к многосторонности. Это предлоги, а целями является аннексия территорий, разрушение Украины и особенно ее пути интеграции в западный мир, Европейский Союз и Североатлантический альянс”, - добавил Виктор Осипов.
247-е дебаты „Каковы мотивы и характер российско-украинской войны? О чем они говорят Республике Молдова?” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы Агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.