Парламентские фракции единогласно заявляют уже несколько недель, что хотят досрочные выборы, однако возникает много вопросов - когда и как эти выборы могут состояться, когда и как их можно инициировать и когда и как могут быть проведены досрочные выборы. Ответы на эти и другие вопросы попытались дать участники публичных дебатов: „Какими парламентские партии видят досрочные выборы, если они видят их возможными?”, организованных Информационным агентством IPN.
По словам постоянного эксперта проекта Игоря Боцана, сценарии инициирования досрочных парламентских выборов предусмотрены в ст. 85 Конституции. Инициирование досрочных парламентских выборов происходит исключительно тогда, когда парламент не может назначить новое правительство. Для того чтобы были обстоятельства, оправдывающие роспуск парламента, важно, чтобы президент предложил хотя бы две кандидатуры, которых парламент, в течение 45 дней, не утвердил бы ни одного, тогда были бы основания для роспуска парламента. Вторым основанием для роспуска парламента является неспособность парламента принимать законы в течение 3-х месяцев. Если в течение 90 дней, по каким-то причинам, не важно по каким, нет нового правительства, после отставки или отставки правительства, то в любом случае происходит роспуск парламента и организация досрочных парламентских выборов.
Игорь Боцан говорит, что подобных ситуаций не было за 30 лет независимости. „С 1994 года были избраны в результате досрочных выборов 4 парламента, но никогда эти выборы не были спровоцированы из-за того, что парламент не смог назначить правительство. Первый раз парламент был распущен в октябре 1993 года, когда в парламенте не было найдено большинство, чтобы ратифицировать присоединение Республики Молдова к СНГ, а затем были досрочные парламентские выборы еще три раза из-за того, что парламент не смог избрать главу государства с квалифицированным большинством из трех пятых. Не было прецедентов, чтобы парламент был распущен, потому что не смог назначить правительство”.
Вместе с тем, по его словам, в январе 2016 года Конституционный суд постановил, что попытка назначения правительства считается неудачной, если депутаты не обеспечивают кворум для утверждения правительства. „Поэтому первым, самым важным критерием, который продемонстрировал бы искренность парламентских фракций, заявляющих, что они хотят досрочных парламентских выборов, является декларирование лидерами фракций, что их партии не будут участвовать в заседании по назначению правительства. Это исключило бы какие-либо спекуляции, и было бы показателем того, что политические фракции не ведут какую-то игру”, - сказал Игорь Боцан.
Депутат от фракции Партии социалистов Республики Молдова Николае Паскару считает, что нынешний парламент пришел на волне молдавской олигархии, и люди потеряли доверие к нынешнему парламенту. Тем не менее, депутат заверяет, что большинство депутатов являются честными людьми, с идеями, конструктивные и хотят что-то изменить в стране. По большей части, говорит Николае Паскару, „позиция ПСРМ заключается в том, чтобы нужны досрочные выборы, но нельзя допускать, чтобы страна была брошена в несколько политических кризисов”.
По словам депутата от фракции Партии действия и солидарности Дойны Герман, на данный момент проблемой номер один в стране является нынешний парламент. По ее мнению, этот парламент должен уйти, и это показали и граждане, когда проголосовали на президентских выборах, где более 1,5 миллиона граждан проголосовали за обоих кандидатов, которые вышли во второй тур, и которые выстроили свои сообщения в ходе избирательной кампании на том, что одной из основных задач будет инициирование выборов. Дойна Герман говорит, что для ПДС воля граждан не может быть поставлена под сомнение, а должна быть исполнена. „Проблема номер один - парламент, и независимо от того, какое правительство будет предложено, в любом случае это правительство будет „эманацией Плахотнюка, Додона и Шора, ведь эти элементы сейчас составляют парламентское большинство”, - сказала она.
Депутат от фракции Платформы DA Дину Плынгэу утверждает, что существуют субъективные и объективные условия, касающиеся роспуска парламента. По его мнению, отставка правительства Кику не ускорила роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Напротив, после президентских выборов политические партии, особенно парламентские, пытались позиционировать себя. „После провала Игоря Додона и Партии социалистов в президентской кампании, они попытались возложить всю ответственность за то, что последует далее, на президента Майю Санду. Это в условиях, когда Республика Молдова находится в социальном, экономическом и пандемическом кризисе”. Что касается досрочных выборов, Дину Плынгэу отметил, что партии, которые в этот период возьмут на себя власть, очевидно, пойдут на выборы с ослабленных позиций, поскольку все ответы на существующие проблемы должны будут дать именно партии и представители партий, которые объективно находятся на ключевых позициях.
Депутат фракции Демократической партии Молдовы Людмила Гузун утверждает, что, по мнению ДПМ, нынешний парламент должен уйти. Одним из аргументов было бы: „Законодательные акты, принятые незадекларированным большинством ПСРМ-Шор за последние две недели предыдущей сессии. Эти документы были направлены в КС, который должен вынести свое решение”.
„Помимо интересов политических формирований, которые будут участвовать в досрочных выборах, необходимо учитывать интересы граждан, ведь в период до объявления досрочных выборов и в период избирательной кампании, и до формирования парламентского большинства страна должна управляться. Формирования, которые предполагают голосовать за действующее правительство, рискуют упасть в глазах граждан, но все должны понимать, что кто-то должен взять на себя этот риск”, - сказала Людмила Гузун.
На дебаты были приглашены и представители Политической партии „Шор”, которые не приняли приглашение, а также депутаты от Партии Pro Moldova, которые никак не отреагировали.
167-е публичные дебаты „Какими парламентские партии видят досрочные выборы, если они видят их возможными?” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” были организованы при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.