Возврат крупных сумм в счёт украденного миллиарда ещё только предстоит, а преобразование экстренного кредита в государственный долг не является столь большой проблемой, какой её пытаются представить некоторые политики. Такое мнение высказали члены правительства и экономические эксперты. Тема обсуждалась в среду вечером, 6 июля, на Publika TV, в программе с участием министров финансов и экономики, а также эксперта Романа Киркэ.
Министр экономики Октавиан Калмык разъяснил, что выпуск государственных ценных бумаг был решением, согласованным с внешними финансовыми партнёрами Молдовы. „Этот вопрос стоит на повестке дня переговоров с МВФ и партнёрами по развитию. Решение является системным, и оно было согласовано госучреждениями с МВФ, Всемирным банком и экспертами. Лучшего решения, чем выпуск государственных ценных бумаг, найти не удалось. Имеется аналогичный опыт других стран, и в большинстве случаев государство осуществляло вливание ликвидности, давало гарантии со своей стороны”, - заявил Октавиан Калмык.
При этом он отметил, что возврат средств является длительным процессом. „Не бывает чудес и мгновенных решений. Это сложный процесс, им займутся государственные структуры, виновные будут привлечены к ответственности, и я уверен, что по итогам отчёта Kroll будут выявлены и многие другие, кому придётся нести ответственность”, - подчеркнул министр экономики.
Министр финансов Октавиан Армашу заявил, что „возврата крупных сумм мы пока только ждём”, добавив, что в этом направлении работают и госучреждения, и компания Kroll.
Эксперт Роман Киркэ полагает, что только за счёт активов трёх банков, за счёт выданных ими кредитов, можно вернуть от 60% до 80% похищенных средств. Ещё часть денег может быть возвращена за счёт денег, выведенных за пределы страны.
Помимо этого, эксперт прокомментировал и преобразование экстренного кредита в гарантированный правительством государственный долг, отметив, что эта тема излишне политизирована. „Преобразование долга по экстренному кредиту в государственный долг является его перемещением из одного кармана государства, из государственного казначейства, в НБМ, в другое госучреждение, что означает рекапитализацию Национального банка. Потом эти средства возвращаются в НБМ и будут использоваться для выдачи кредитов на функционирование банковской системы, они будут находиться в публичной сфере. Если граждане считают, что государственные деньги – это их деньги, то эти деньги по-прежнему останутся у них. Политики, желающие спекулировать на этой теме, избегают говорить об этом моменте”, - объяснил Роман Киркэ.
По его словам, ошибка предыдущих правительств заключалась в том, что они засекретили мошеннические операции в банковской системе, и это используется в политических целях. „То, что это было сделано без ведома общественности, породило нынешнее недоверие, которым великолепно пользуются некоторые политики, приводя аргумент, что эти деньги придётся выплачивать нескольким поколениям”, - добавил Роман Киркэ.