Как сложилась судьба депортированных в Россию украинских детей после решения Международного уголовного суда? Дебаты IPN

17 марта 2023 года Международный уголовный суд в Гааге выдал ордер на арест президента Российской Федерации Владимира Путина и уполномоченного при президенте по правам ребенка Марии Львовой-Беловой. Их обвинили в военных преступлениях, проявленных в незаконной массовой депортации тысяч детей с оккупированных территорий Украины в Россию во время тотального вторжения России в Украину. Тогда казалось, что это радикальное решение может оказать реальное влияние как на процесс возвращения депортированных детей, предотвращения дальнейших депортаций, так и на ход войны в целом. Сегодня видно, что эти ожидания во многом не оправдались. Почему решение Международного уголовного суда не оказало ожидаемого влияния на российское государство и его лидеров, а также что случилось с уже депортированными за полтора года детьми обсудили участники публичных дебатов „Как сложилась судьба депортированных в Россию украинских детей после решения Международного Уголовного Суда?”, организованных Информационным агентством IPN.

По словам постоянного эксперта проекта Игоря Боцана, Международный уголовный суд является постоянным международным судом по рассмотрению тяжких международных преступлений, включая геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Международный договор, учредивший Суд, - Римский статут, - был принят в июле 1998 года, а сам суд начал свою работу в 2003 году. В июле 1998 года в Риме 120 государств-членов ООН приняли Римский статут, ставший юридической основой для учреждения постоянного Международного уголовного суда. Римский статут вступил в силу 1 июля 2002 года, после того, как его ратифицировали 60 государств.

Эксперт утверждает, что толчком к созданию суда послужили специальные международные трибуналы, созданные в 1990-х годах для рассмотрения жестоких нарушений прав человека, совершенных в бывшей Югославии и Руанде. Международный уголовный суд (МУС) является первым постоянным международным судом, созданным на договорной основе для содействия прекращению безнаказанности за многочисленные тяжкие преступления, совершенные в XXI веке. С тех пор МУС добился успехов в привлечении внимания мировой общественности к необходимости правосудия по делам, возникшим в результате расследований в Центральноафриканской Республике, Дарфуре, Судане, Демократической Республике Конго и Уганде.

„Депортация или выдворение - принудительная высылка лица или целой категории лиц в другое государство или другую местность, обычно под конвоем. Геноцид обозначает действия, совершенные с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу. Геноцид является международным преступлением согласно Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 год)”, - пояснил эксперт.

Представитель Координационного штаба Украины по вопросам обращения с военнопленными Петро Яценко заявил, что учреждение было создано в марте 2022 года после вторжения РФ в Украину. И хотя изначально в центре внимания были родственники военнопленных, попутно поступило много запросов от семей украинских мирных жителей, попавших в плен. Таким образом, были получены полномочия и для работы с делами, касающимися гражданских лиц, в том числе детей.

Петро Яценко представил дополнительные данные Генеральной прокуратуры Украины. Так, с начала вторжения России 24 февраля 2022 года пострадал 1681 ребенок. Еще 589 детей погибли, они были убиты в результате вторжения Российской Федерации. Еще 16 детей стали с начала войны жертвами сексуального насилия. При этом количество известных случаев депортации или принудительного перемещения детей в связи с вторжением составляет 9546.

На сегодняшний день в Украину вернулись 1007 детей, депортированных в Россию или вынужденно перемещенных лиц. Это стало возможным благодаря помощи посредников из партнерских международных организаций. Значительная часть детей была опрошена Центром защиты прав ребенка. Они получили поддержку в процессе реинтеграции, который продолжается.

„Что касается того, что происходит с насильно переселенными в Россию детьми, то на данный момент нам известно, что с начала тотального вторжения РФ, от 10 до 12 тыс. детей были вывезены в российские лагеря, специализирующиеся на военно-патриотической деятельности. Основная цель - уничтожить у детей их украинскую идентичность и навязать им российскую идентичность. Мы знаем, что многие украинские дети до сих пор подвергаются российской пропаганде, и главная цель - разрушить их национальную идентичность и привить ей российскую. В настоящее время на временно оккупированных территориях по-прежнему проживают сотни тысяч детей, которым в нынешних условиях грозит угроза депортации”, - заявил Петро Яценко.

Исполнительный директор Ассоциации по расширению прав и возможностей детей и семьи „AVE Copiii”, член Комитета ООН по правам ребенка Марианна Янакевич отметила, что в Конвенции о правах ребенка есть четкие положения, в которых предусмотрены обязательства каждого государства по защите детей от любой формы насилия, где бы оно ни происходило - в семье, в школе или где-либо еще. Таким образом, любое государство, подписавшее или ратифицировавшее Конвенцию, независимо от его статуса, обязано делать все возможное для защиты детей, независимо от обстоятельств.

По ее словам, некоторые публичные заявления, исходящие из Российской Федерации, например, о том, что меры принудительного перемещения являются мерой защиты детей, неверны. Правда в том, что посредством незаконных массовых депортаций Российская Федерация нарушает основные положения Конвенции ООН о правах ребенка, в том числе: право на выживание и развитие; право на имя и гражданство; право на культурную и религиозную самобытность; право иметь семью; право на защиту от любой формы дискриминации; право на защиту от военных конфликтов, насилия и жестокого обращения и т.д.

Мариана Янакевич отметила, что в той же Конвенции о правах ребенка сказано, что любое государство должно принять все меры для предотвращения незаконного перемещения детей. Также каждое государство, являющееся стороной Конвенции, должно предотвращать кражу и торговлю детьми. С другой стороны, существует также право ребенка на образование. И хотя взрослые, представляющие интересы детей, свободны в выборе цели образования, Конвенция защищает право каждого ребенка на идентичность. Соответственно, любое государство должно уважать право на идентичность. При этом, по ее словам, вопрос реабилитации детей, вернувшихся на Родину, чрезвычайно чувствителен и сложен. Это занимает много времени. В частности, чем дольше ребенок не имеет доступа к информации или имеет доступ к односторонней информации, тем больше времени займет реабилитация.

Исполнительный директор Ассоциации по расширению прав и возможностей детей и семьи „AVE Copiii” добавила, что на данный момент полной картины ситуации с детьми из Украины еще нет. Пока международное сообщество, в частности Украина, не узнает реальную цифру, будет трудно оценить реальную потребность относительно времени, человеческих и финансовых ресурсах.

Общественные дебаты „Как сложилась судьба депортированных в Россию украинских детей после решения Международного Уголовного Суда?” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы Информационным агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.