|
|
Дионис Ченуша | |
В целом, европеизация политических элит представляет собой сложный и длительный процесс. Он становится ещё более сложным в условиях среды, склонной к евроскептическому противостоянию, где проевропейские взгляды и практика отвергаются, имитируются или искажаются политическим классом.
Укрепление демократических институтов, обеспечение неподкупной судебной системы, достижение максимальной прозрачности в процессе принятия политических решений или при расходовании государственных средств – таковы лишь некоторые из практик, вытекающих из явления „европеизации” (иначе называемой „вестернизациией”). Попытки перенести их в молдавскую реальность не увенчались успехом в период правления политических партий, именующих себя проевропейскими, в 2009–2016 годах. Напротив, многие из элементов европеизации подверглись сильному осмеянию и опошлению. Определённые ожидания в плане возрождения процесса европеизации внутри политического класса связаны с новыми политическими партиями, имеющими проевропейские взгляды. Конечно, предстоит выяснить, не сводятся ли их намерения к политической вендетте, и не является ли для них идея внедрения европейских практик и ценностей в неискажённом виде предметом торга и эгоистических политических расчётов.
На уровне политических игроков европеизация осуществляется за счёт передачи знаний и навыков, путём взпимодействия и ассоциации с общеевропейскими партиями, расширения контактов на межличностном уровне и других форм участия в диалоге. Пока эти формы европеизации применялись в отношении партий, „породнившихся” с такими общеевропейскими партиями, как Европейская народная партия, Социалисты и демократы, Альянс либералов и демократов, или близких к ним. Очень мало пока было сделано для европеизации политических сил, обычно рассматриваемых в качестве естественных противников европейской интеграции Молдовы. К этой категории относятся политические партии и отдельные политические игроки, открыто критикующие европейскую повестку дня Молдовы и параллельно продвигающие евразийские геополитические проекты, дирижируемые Россией.
„Европеизация” пророссийских игроков путём их интеграции
Общеевропейские партии, а также представители гражданского общества из Брюсселя и других европейских столиц, должны уделить достаточное время и ресурсы сплочению проевропейских элементов у своих восточных границ. Инклюзивный подход столь же необходим и в отношении оппонентов европейского вектора Молдовы.
Во-первых, прямые контакты с теми, кто критикует европейскую интеграцию, даёт возможность изучать их аргументы и, в то же время, бороться с распространяемыми ими мифами. Так, вовлечение их в „евро-диалоги” может стать способом конструктивного противодействия ложным и/или ошибочным идеям о Евросоюзе и его действиях в странах Восточного партнёрства.
Во-вторых, активизация контактов между еврооптимистами из ЕС и пророссийскими евроскептиками Молдовы создаст предпосылки для снижения накала негативной риторики последних.
Наконец, наличие общих платформ для диалога между популяризаторами Евросоюза (общеевропейскими партиями и гражданским обществом ЕС) и пророссийскими силами из Кишинёва может уравновесить неизбежные эффекты избыточной вовлечённости последних в евразийские и антиевропейские структуры России. Во всех указанных случаях к диалогу следует в той же мере привлекать и проевропейски настроенных игроков, которые рассматриваются как „эксклюзивные представители” ЕС в Молдове. Если таких инициатив с участием популяризаторов Евросоюза не будет, то их место займут евроскептики из ЕС. Любое „объединение” евроскептиков из ЕС с пророссийскими силами из стран Восточного партнёрства нужно „размывать”, чтобы оградить европейскую повестку дня Молдовы от дополнительных потрясений.
Социалисты и дороги в Брюссель
Участие депутата от ПСРМ Богдана Цырди в мероприятии, организованном 30 мая 2016 года Группой зелёных / Свободным европейским альянсом, является красноречивым примером социализации при помощи евроскептиков из Евросоюза. Согласно опубликованной социалистами информации, участие Цырди в работе круглого стола в Брюсселе стало возможным благодаря поддержке депутата Европарламента Татьяны Жданок. Она представляет Русский союз Латвии и известна своими симпатиями к России и, соответственно, критикой в адрес ЕС.
Конечно, дискуссии социалиста с другими участниками круглого стола представляют собой полезное упражнение в плане общения с представителями гражданского общества, средств массовой информации и Европейского парламента. Всё же, рекомендуется проводить такие мероприятия под эгидой еврооптимистов. Более того, на таких мероприятиях (круглых столах, конференциях, тренингах и т.д.) следует затрагивать существенные вопросы, касающиеся социальной политики, предпринимательства, академической мобильности, климатических изменений, европейских проектов, в меньшей степени делая упор на геополитические дискуссии. В то же время, подобные мероприятия должны проводиться как в Брюсселе и других европейских столицах, так и в Кишинёве. Понятно, что такая практика не произведёт в одночасье значительных изменений в мышлении противников европейского вектора. Но сначала нужно навести мосты для ведения диалога.
Гагаузия и доступ к европейским проектам
Другие формы европеизации могут осуществляться через проекты внешней помощи, реализуемые Евросоюзом. Например, около 6,5 миллионов евро будут выделены европейцами Гагаузской автономии и району Тараклия в рамках проекта „Поддержка сельского хозяйства и развития сельских районов путём содействия мерам по укреплению доверия” (SARD), запущенного 13 мая 2016 года. Проект направлен на расширение диалога между центром и регионами-получателями (Гагаузия, Тараклия) в области развития сельских районов и сельского хозяйства, на содействие местным бизнес-проектам и на реконструкцию социальной инфраструктуры.
Но важно обеспечить информирование и популяризацию вопросов, связанных с европейскими принципами и ценностями (прозрачность процесса принятия решений, соблюдение принципов правового государства и т.д.) на протяжении всего этого проекта и во всех населённых пунктах, которые станут его участниками. Это крайне важно, учитывая сомнительный референдум от 2 февраля 2014 года, проведённый гагаузской администрацией, на котором около 98% участников сделали выбор в пользу вступления в Таможенный союз. Решение ЕС о запуске такого проекта может помочь включению Гагаузии и Тараклии в процесс европейской интеграции, хотя и косвенным образом, в частности, в сфере сельского хозяйства и развития сельской местности. Европеизация регионов, управляемых в основном пророссийскими силами, может произойти за счёт эффективного общения и высокой степени взаимодействия с органами публичного управления из стран Евросоюза (таких как Болгария и др.).
Вместо заключения...
Расширение сотрудничество с пророссийскими политическими игроками повышает вероятность того, что их позиция станет более умеренной, а риторика в отношении ЕС и европейской повестки дня Молдовы – менее агрессивной. Это будет способствовать борьбе с антиевропейскими мифами и оздоровлению общественного дискурса в отношении европейской интеграции. С другой стороны, игнорирование этих политических сил может привести лишь к сохранению нынешнего положения и, соответственно, к их дальнейшему пребыванию в плену искажённых взглядов на Евросоюз, активно продвигаемых российскими пропагандистами.
Наконец, учитывая политическую нестабильность Молдовы и популярность пророссийских сил, „европеизация” последних крайне необходима, чтобы избежать масштабных сбоев в процессе европейской интеграции при возможной смене власти. В то же время, значительные усилия следует и далее прилагать для „европеизации” партий с проевропейскими взглядами, которые пока ведут себя неудачно и непоследовательно.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.