Советская оккупация Бессарабии после 28 июня 1940 года была омрачена невероятными зверствами и огромными человеческими жертвами. Мнение историка Иона Варты было озвучено в ходе публичных дебатов на тему: „День 28 июня 1940 года между праздником и катастрофой”, организованных информационным агентством IPN. По словам историка, около 200 тысяч человек успели переправиться через Прут, когда СССР аннексировал Бессарабию, а остальное население подверглось массовым репрессиям со стороны советского режима, включая три волны депортаций.
В соответствии с пактом Риббентропа-Молотова, 28 июня 1940 года Красная армия вошла в Бессарабию. Историк Ион Варта говорит, что это была трагическая дата для коренного населения, которое подверглось массовым репрессиям. Жестокому обращению и предосудительным действиям подверглась также часть румынской армии и администрации.
„Реакция общества не была единодушной, потому что в период российского господства здесь, по 1918 год, происходили масштабные инфильтрации. Этнический состав был пестрым, поэтому и реакции были разными. Пришлое население было привязано к ценностям имперской России, а Советский Союз был правопреемником этой империи. Некоторые меньшинства совершали предосудительные действия в давке, так как отход был неорганизованным. Представители бессарабского общества проявили себя по-разному. Некоторые искали убежища на правом берегу Прута. По некоторым оценкам наших историков, речь шла бы о 200 тысячах жителей Бессарабии, которым удалось бы переправиться через Прут, если бы часть из них не была развернута назад Красной армией. Красная армия вошла в город 28 июня, а представители румынских армейских подразделений, полиции, жандармерии, которые не успели отступить, подверглись жестокому обращению”, - рассказал Ион Варта.
Историк Ион Варта говорит, что первый год советской оккупации ознаменовался в Бессарабии террором, казнями на улицах, действиями, которые привели к установлению преступного режима.
„С первого года оккупации начинается страшная драма Бессарабии. Уже с первых дней тюрьмы были заполнены абсолютно невинными людьми, на улицах совершались казни без суда и следствия. Проводились принудительные трудовые мобилизации. Речь идет о 100 000 молодых людей, которых заманивали причудливыми уловками. Им обещали учебу в ремесленном училище, что они станут квалифицированными рабочими, но на самом деле их отправляли за Урал. Сталин хотел создать вторую военно-промышленную базу за Уралом, и эти бедные, наивные молодые люди оказались там в невероятных условиях, в деревянных бараках при 40-50-градусных сибирских морозах. Первый год оккупации был абсолютно разрушительным, с огромными человеческими жертвами и разными зверствами, совершенными советским оккупационным режимом”, - объясняет Ион Варта.
Зверства, совершенные советским режимом в Бессарабии, включали три массовые волны депортаций. Сотни тысяч людей были сосланы в нечеловеческих условиях из Бессарабии и северной Буковины в Сибирь или Казахстан.
„Специфика первой большой волны депортаций, 1941 года, была зловещей, потому что, в отличие от других, которые последуют за ней, главы семей были отделены от остальных членов семьи на железнодорожных станциях. Их поместили в другие вагоны и отправили по маршруту смерти, потому что их должны были доставить в два лагеря из семи, созданных по директиве Берии после вторжения в Польшу в 1939 году и где была уничтожена польская военная элита. Эти лагеря уже опустели и ждали новых жертв”, - сказал доктор исторических наук Ион Варта.
Публичные дебаты „День 28 июня 1940 года между праздником и катастрофой” - это 39-й выпуск дебатов из цикла „Влияние прошлого на процессы укрепления доверия и мира”. Информационное агентство IPN проводит данный цикл дебатов при поддержке Фонда Ханнса Зайделя.