Дело с российским новобранцем, который после захвата заявил, что не знал, что его увозят на войну в Украине, является информационной ложью, призванной оправдать тех, кто попал в неприятную ситуацию. И это потому, что армия агрессора состоит из профессиональных солдат, нанятых по контракту, которые получают вознаграждение. Об этом заявил доктор политических наук, Институт культурного наследия Ион Думиника в ходе публичных дебатов „Злодеяния в зонах оккупации Украины: о чем они говорят, что они нас обязывают сделать?”, организованных Информационным агентством IPN.
Это неправильно, что русский солдат „случайно” попал в зону боевых действий. „Большинство этих солдат служат по контракту. Их мотивация материальная. Приехав из отдаленных областей Российской Федерации, они не хотят выиграть войну, они хотят чем-то наживиться. Вот почему меня возмущают эти зверства в оккупированных районах”, - сказал политолог.
Он отметил, что мы до сих пор не знаем, что происходит в оккупированном Мелитополе, Херсоне. „Мы видим, как украинское население протестует и останавливает танки руками. Мы говорим „российская армия”, но видим войска, которые используют не русскую символику, а какие-то условные знаки. Значит, с одной стороны, мы видим гражданское население, стоящее перед военной техникой, а с другой – эти массовые убийства. Необходимо, чтобы каждое преступление было расследовано, каждая жертва была задокументирована, и впоследствии, чтобы были найдены виновные. И здесь я присоединяюсь к тому, что сказал г-н Гамурарь (другого участника дебатов – пр. ред.), это длительный процесс”.
Ион Думиника провел параллель нынешней ситуации с Холокостом, явлением, о котором стали говорить постепенно, и сначала только еврейское население имело спорадические данные о страданиях, через которые оно прошло. „Все скрывалось. Даже в наши дни евреи продолжают восстанавливать имена, жертвы - более 6 млн. человек”.
Исследователь сослался на Ванзейскую конференцию 1942 года, на которой были обнародованы гитлеровские планы полного истребления евреев (в Википедии говорится об обеспечении секретности действий, пропаганды и т. д.). „Перед немецкой армией была поставлена цель - истребить еврейское население, считавшееся врагом. Что касается нынешней ситуации, то мы до сих пор не знаем, какие приказы получили российские военные, которые „случайно” попали в Украину, как они говорят, „направляясь в зоны военных учений”.
Очень сложно докопаться до истины, подчеркнул исследователь и сослался на собственный опыт изучения Холокоста бессарабских цыган в приднестровском регионе. „Мне нужно поговорить с выжившими по-румынски, использовать источники на русском и румынском языках, а также мемуары немецких солдат на немецком языке... Возвращаясь к теме злодеяний в Украине, могу сказать, что нам нужны показания убийц, которые не публикуются – этих солдат, жертв приказов. Мы должны систематизировать показания местных жителей. На местах нужно проводить расследование, чтобы увидеть, как люди были застрелены. Было совершено преступление или несчастный случай. Сколько тел в общих могилах принадлежат гражданским лицам, а сколько - военным. Возможно, там есть и русские, и украинские солдаты...”,- заявил Ион Думиника.
Он считает, что на данный момент нет достаточных данных, чтобы понять причины злодеяний. И чтобы не допустить их повторения в будущем, нужно знать прошлые преступления против человечества, и как они были осуждены и наказаны.
236-е дебаты „Злодеяния в зонах оккупации Украины: о чем они говорят, что они нас обязывают сделать?” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” были организованы IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.