В Республике Молдова интеграция неслышащих детей в общеобразовательные школы полностью провалилась. Такое мнение высказала вице-председатель Общества глухих Наталья Бабич. После того, как в стране закрылось несколько специальных школ для слабослышащих, их подопечные были переведены в общеобразовательные школы, но в этих учреждениях педагоги не владеют мимико-жестовым языком, а Общество глухих не располагает кадрами для работы в образовательной системе. Более того, в то время, когда они должны были делать уроки в онлайн-формате, эти дети сидели дома и смотрели мультфильмы по телевизору, утверждает Наталья Бабич, цитируемая IPN.
„В Республике Молдова есть только одна специальная школа для глухих детей – №12, в Кишинёве, где учащиеся обучаются 9 классов, и Профессионально-техническое училище №11, где эти дети могут продолжить учёбу. Остальные школы для глухих детей были закрыты, а дети оказались выкинуты в общеобразовательные школы, но без соответствующей подготовки педагогов, без того, чтобы эти школы были обеспечены переводчиками, владеющими мимико-жестовым языком. Некоторые родители, воспитывающие глухих детей, даже не отдают своих детей в школу из-за этих проблем”, - рассказала вице-председатель Общества глухих.
Специальные школы для глухих детей в Кахуле и селе Хырбовэц района Кэлэраш были закрыты. Родители обратились в Общество глухих, чтобы этим детям была оказана помощь в интеграции в общеобразовательные школы. В специальной школе в Хырбовэц обучались 17 детей, а в спецшколе в Кахуле – 28 детей.
„Мы, Общество глухих, стараемся докричаться изо всех сил. Глухие дети, находясь в общеобразовательной школе, ничего не понимают из происходящего вокруг, а оканчивая такую школу, они не могут понять человека, который к ним обращается. Даже такого же глухого, как они сами, потому что даже не знают языка жестов. В спецшколах для глухих детей они, хотя бы, усваивали мимико-жестовый язык, благодаря различным проектам, реализуемым Обществом глухих”, - подчеркнула Бабич.
„Общество глухих не против образовательной интеграции, но не ставьте телегу впереди лошади, поставьте лошадь перед телегой, чтобы глухие ученики получали поддержку. Международная организация глухих закупила усилители, которые вешаются на грудь слабослышащим детям, а также слуховые аппараты, но это оборудование предназначено для детей, обладающих остатками слуха. Дети, которые вообще ничего не слышат, ничего не могут делать на уроках, если они не знают языка жестов. Усилитель и слуховой аппарат помогают глухому ребенку, если педагог находится на расстоянии 30 сантиметров, но если учитель находится в двух метрах от ребёнка, то усилитель и слуховой аппарат ничем не могут помочь слабослышащему ребёнку”, - отметила Наталья Бабич.
По словам вице-председателя Общества глухих, эта проблема обсуждалась на встрече с нынешним министром просвещения, культуры и исследований, а также с прежними министрами просвещения. „Учителя, работающие с глухими детьми в общеобразовательных школах, обращаются в Общество глухих, потому что не знают, что им делать с этими детьми, но у Общества нет персонала, который мог бы работать в школах, только переводчики мимико-жестового языка, специализирующиеся на социальных и юридических темах. Решением могли бы стать стажировки для педагогов, в классах которых обучаются глухие дети, чтобы они научились общаться с учащимися, имеющими нарушения слуха. В Кишинёве на 1500 глухих взрослых приходится всего три переводчика, владеющих языком жестов. А в стране насчитывается около 5000 человек с нарушениями слуха, но переводчиков, знающих мимико-жестовый язык, всего 17, и некоторые из них вышли на пенсию и больше не работают. Всего в Республике Молдова зарегистрировано лишь восемь переводчиков, владеющих языком жестов. Один переводчик, знающий мимико-жестовый язык, может обслуживать не более 300 человек с нарушениями слуха”, - рассказала Наталья Бабич.
По словам вице-председателя Общества глухих, возглавляемая ею организация и группа родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха, подали иск в суд на профильное министерство, потому что оно не вняло просьбам Общества, связанным с этими детьми. По словам Бабич, суд, тем не менее, встал на сторону министерства, и Общество глухих готовит ещё один иск против Министерства просвещения, культуры и исследований.
„Многие дети с нарушениями слуха уезжают в Румынию, чтобы продолжить обучение, другие работают уборщиками. У нас имеются петиции от родителей, воспитывающих глухих детей в Единец, Хынчешть, Чимишлии, Кэушень, в которых родители жалуются на дискриминацию своих детей, хотя суд, решивший дело в пользу Минпросвета, утверждает, что в общеобразовательных школах глухим детям обеспечены лучшие условия, чем в спецшколах. О каких „лучших” условиях можно говорить, если в общеобразовательных школах некоторых глухих детей унижают, им не с кем поговорить, они не понимают, что им говорят на уроках? Ситуация очень серьёзная”, - предупреждает Наталья Бабич.
Вице-председатель Общества глухих рассказала, что в столичное Профессионально-техническое училище №11 поступили глухие дети, окончившие общеобразовательную школу. Но „ученик сидит на уроках с мамой, потому что он понимает только её слова, и больше ничьи. Хотя в этом учебном заведении некоторые учителя владеют языком жестов, глухим детям очень трудно учиться, потому что в гимназии они не выучили мимико-жестовый язык”, - рассказала Наталья Бабич.
На июль в Кишинёве запланирована встреча на международном уровне, на которой будут обсуждаться вопросы, касающиеся использования языка жестов в качестве инструмента общения глухих и средства их интеграции в образовательный процесс.