Запаздывающие действия Майи Санду. Op-Ed Виктора Пелина

Поэтому глава государства не должна колебаться в том, чтобы инициировать процедуры, которые ведут неизбежно либо к роспуску парламента и инициированию досрочных выборов, либо к возложению ответственности за управление страной на ПСРМ и Партию „Шор”...”
---


Без бархатного периода

Президент Майя Санду не может воспользоваться 100-дневным бархатным периодом, в течение которого ее противники и сторонники снисходительно отнеслись бы к ее деятельности. Так случилось, что глава государства вступила в должность через день после отставки правительства и начала правительственного кризиса. На фоне многочисленных кризисов, с которыми сталкивается Республика Молдова, невообразимо, что сторонники и оппоненты будут ждать, пока новый глава государства приспособится и вступит в нормальные темпы деятельности. Более того, в своей инаугурационной речи Майя Санду прямо заявила о том, что „реальность стучит нам в дверь. Приоритетами на данный момент являются пандемия и экономический кризис”, а решение выхода из кризиса определено следующим образом: „Досрочные выборы - единственный способ очистить парламент и выйти из тупика. Другого выхода нет. В нынешнем парламенте нет 51 голоса для поддержки народного правительства”.

Если сохраняется убежденность в том, что единственным решением для преодоления кризиса является инициирование досрочных выборов, то возникает недоумение - почему президент ничего не предпринимает для выявления обстоятельств, оправдывающих инициирование досрочных выборов? Ответ на этот вопрос объясняется реакцией бывших коллег по партии Майи Санду, намекающих на двойную игру социалистов, которые, как известно, одно говорят, а другое курят. Действительно, ПСРМ и ее лидер Игорь Додон говорят неопределенно, как в пользу досрочных выборов, так и за установление временного правительства.

Таким образом, из всего этого следует понимать, что страх перед возможными маневрами парламентской фракции ПСРМ парализует деятельность президентуры, удерживая ее в состоянии прострации. Это дополнительный аргумент против прямого избрания главы государства в парламентской республике. Действительно, экс-президент Игорь Додон, избранный народом, но без полномочий, ничего не делал на протяжении 4 лет, а по истечении президентского мандата заявил, что: самым большим достижением является то, что я побывал в более чем 600 населенных пунктах. Как будто туризм за счет государственных денег является одним из полномочий главы государства и требует исключительных качеств. В настоящее время преемник Игоря Додона – президент Майя Санду начинает свой президентский мандат в условиях, когда у нее есть полномочия простого модератора в процессе поиска решения для выхода из правительственного кризиса, наложенного на ряд других кризисов.

Необходимые и дополнительные действия

Отсутствие точных решений для роспуска парламента и инициирования досрочных выборов заставило бывших коллег по партии президента Майи Санду обратиться к услугам Конституционного суда (КС), который должен найти аргументы в пользу возможности самороспуска парламента. Считается, и абсолютно неверно, что такое решение избавит главу государства от необходимости принять на себя риски начала конституционных процедур, что может привести к роспуску парламента, но может и потерпеть неудачу. На самом деле, одним из преимуществ самороспуска нефункционального парламента является лишь сокращение сроков инициирования досрочных выборов, не более того.

Исходя из упомянутых соображений, обращение депутатов фракции Партии действия и солидарности (ПДС) в КС приветствуется, но в нынешних обстоятельствах оно является лишь дополнительным решением. Если допустить, что КС даст положительный ответ на самороспуск парламента, то в любом случае реализация этого варианта потребует принятия специального закона с участием ПСРМ. Более того, государства, в которых возможен самороспуск законодательных форумов, разработали положения, применение которых требует время и гарантии соблюдения этих процедур. Таким образом, возможное решение о самороспуске парламента является нереализованным без активной поддержки и участия ПСРМ.

Таким образом, убеждаемся, что единственное преимущество решения о самороспуске парламента является проверка ПСРМ на искренность в том, что формирование действительно хочет роспуска парламента. Других преимуществ просто не существует. Мы убедились, что ПСРМ категорически не поддерживает решение о самороспуске парламента. Так что, даже если КС выскажется в пользу возможности самороспуска законодательного органа, в любом случае ПСРМ отвергнет реализацию такого сценария, настаивая на процедурах, предписанных ст. 85 Конституции, для реализации которых требуется 2-3 месяца для роспуска парламента. В таких обстоятельствах единственным решением является то, чтобы президент Майя Санду начала процедуру назначения кандидатуры на должность премьер-министра и убедилась, что эта кандидатура и ее правительственная команда не дойдут до этапа утверждения.

Несмотря на то, что ПСРМ не скрывает, что хотела бы продемонстрировать неспособность президентуры принимать быстрые и эффективные решения, следует отметить, что до сих пор ПСРМ предприняла важные шаги в направлении роспуска парламента:

  • убедила правительство Кику подать в отставку;
  • подтвердила в ходе консультаций, инициированных главой государства, что не является частью какого-либо парламентского большинства, оставив назначение кандидатуры на должность премьер-министра на усмотрение президента Майи Санду;
  • убедила общественное мнение, что, в любом случае, хочет скорее инициировать досрочные выборы, чем взять на себя ответственность за власть в гораздо более сложных условиях, чем те, которые привели к провалу Игоря Додона на последних президентских выборах.

При таких обстоятельствах президенту Майе Санду остается только набраться смелости и предложить кандидатуру на пост премьер-министра. Единственная мера защиты от возможных маневров ПСРМ заключается в выдвижении кандидата, который представит достойную программу правления, но вопреки уставным и программным принципам ПСРМ, именно для того, чтобы препятствовать маневрам по смене направления в пользу временного правительства. Эта процедура должна повториться не реже двух раз, чтобы через 45 дней после первого предложения кандидатуры премьер-министра можно было бы констатировать обстоятельства, оправдывающие роспуск парламента. То есть, если в ближайшие дни президентура вышла бы из ступора, то, скорее всего, к началу марта законодательный форум был бы распущен.

Выводы

Задержка с назначением главой государства кандидатуры на должность премьер-министра не имеет оправдания с точки зрения намерения быстрейшего начала досрочных парламентских выборов. Назначение кандидатуры на должность премьер-министра дает старт 45-дневному периоду, после которого, возможно, будет возможен самый ранний роспуск парламента и инициирование досрочных выборов.

Неспособность достичь роспуска парламента может быть обусловлена исключительно резким изменением линии ПСРМ, если формирование захочет создать правящее большинство вместе с Партией Шор” и ее приспешниками. Возможны и другие закулисные игры с участием других фракций, но у них есть шансы на успех, только в случае если вовлечется и ПСРМ, что сопряжено с серьезными рисками для участников этих игр. Поэтому глава государства не должна колебаться в том, чтобы инициировать процедуры, которые ведут неизбежно либо к роспуску парламента и инициированию досрочных выборов, либо к возложению ответственности за управление страной на ПСРМ и Партию „Шор”.

Обращение депутатов ПДС в КС для получения ответа на вопрос о возможности самороспуска парламента является лишь дополнительным решением для преодоления нынешнего правительственного кризиса. Оно имеет только принципиальную ценность, не имея практической ценности в случае, если фракция ПСРМ отвергнет решение о самороспуске парламента, настаивая на начале конституционной процедуры назначения кандидата на должность премьер-министра.

Возможный положительный ответ КС на возможность самороспуска парламента не несет никакого серьезного риска для конституционного порядка, если самороспуск будет обусловлен соглашением о квалифицированном, недостижимом большинстве без согласия и участия оппозиции, которая не может быть обманута простым большинством, которому в конечном итоге было бы выгодны возможные досрочные выборы, чтобы увеличить свое присутствие в законодательном форуме. Возможность самороспуска парламента может быть полезна в будущем, при возможной необходимости быстрого роспуска законодательного форума, не дожидаясь 2-3 месяцев для искусственного создания условий, предусмотренных ст. 85 Конституции.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.