Ситуация с ценами в Республике Молдова драматична, поскольку они достигли самого высокого уровня за последние 20 лет. В то же время, по прогнозам, цены продолжат расти, по крайней мере, еще полгода. По мнению экономиста Вячеслава Ионицэ, Национальный банк Молдовы имеет ограниченные инструменты в борьбе с инфляцией, а их эффективность довольно мала, передает IPN.
Эксперт Института развития и социальных инициатив „Viitorul” отметил, что низкий базовый показатель поощряет кредитование, а большой - препятствует этому. В 2020 году НБМ снизил базовую ставку до 2,65%, до самого низкого уровня в истории страны, так как была пандемия, кризис, а люди не тратили деньги. Базовая ставка была низкой с целью стимулирования потребления среди граждан и реанимации экономики. Со второй половины 2021 года НБМ начал повышать базовую ставку в ожидании инфляционных эффектов, которые стали проявляться очень сильно. Низкая базовая ставка сильно подпитывала потребление населения и беспрецедентный доступ к потребительским кредитам. За полгода базовый курс был повышен в шесть раз, в попытке смягчить вхождение денег в экономику, подпитывая инфляцию.
Одним из рисков повышения базовой ставки в дополнение к позитивному влиянию на сдерживание инфляции является подорожание кредитов. Кредиты подорожали для всех: для граждан, пользующихся потребительскими кредитами; для физических лиц, пользующихся ипотечными кредитами; для экономических агентов, а также для правительства, которое в этом году планирует заимствовать 14 млрд. леев, 4,6 млрд. леев из которых с внутреннего рынка, отмечает эксперт ИРСИ.
Теоретически, объясняет Вячеслав Ионицэ, когда НБМ поднимает стоимость кредитов, делает это для всех, не применяя дифференцированные инструменты. Однако на практике в Республике Молдова наблюдается дифференцированное подорожание. В случае потребительских кредитов, в третьем квартале 2021 года базовая ставка была на самом низком уровне в истории страны - 4,6%. С увеличением базовой ставки, потребительские кредиты подорожали как никогда и достигли четвертого квартала 9,2%. Непосредственный эффект этого подорожания проявился за счет сокращения новых кредитов, полученных населением для потребления: с 4,4 млрд. в третьем квартале прошлого года, до менее четырех миллиардов леев в четвертом квартале.
Кредиты на недвижимость подорожали незначительно. И в случае экономических агентов ситуация практически не изменилась. Процентная ставка во II квартале прошлого года была на самом низком уровне - 8,1%, а в четвертом квартале она достигла 8,4%. Таким образом, обеспокоенность большинства экспертов и политических игроков в том, что повышение базовой ставки Нацбанком приведет к подорожанию кредитов для экономических агентов, не оправдалось.
Повышение базовой ставки повлияло на подорожание денег, которые правительство намерено заимствовать с финансового рынка страны. В январе 2022 года, по сравнению с третьим кварталом прошлого года, базовая ставка выросла с 5,5% до 8,1%. Это увеличение процентов за ресурсы, заимствованные правительством, означает дополнительные расходы в размере около 120 млн. леев в год. Если бы НБМ не повысил кредиты, эти деньги должны были бы стать сбережениями для правительства, но инфляция была бы намного выше, и правительство должно было бы потратить миллиард леев на выплату повышенных пенсий, чтобы повысить зарплаты бюджетников и обеспечить компенсации уязвимым слоям.
Валютный курс также является инструментом в борьбе с повышением цен. Республика Молдова зависима от импортной продукции и если лей сильный, тогда импортные цены низкие, а если слабый - импортные цены высокие. В 2020 году объем проданной валюты был больше необходимого, а в 2021 была обратная ситуация. Почти каждый месяц на валютном рынке отмечался дефицит валюты. В ноябре был дефицит в 273 млн. долларов. Если НБМ не вмешивался бы, было бы большое обесценивание молдавского лея, уточняет экономист.