Иностранный государственный язык

Анализ IPN: И всё-таки – молдавский или румынский? Этот симптоматический для нашего общества вопрос особенно обостряется к празднику «Лимба ноастрэ». Но в некоторых уголках нашей страны, где язык молдавской нации наименее распространён, праздник 31 августа становится поводом задаться другим, куда более насущным и злободневным вопросом: есть ли будущее у государственного языка?

---


«Самый русскоязычный» регион

Гагаузская автономия известна как самый русифицированный регион Молдовы, где большинство населения не владеет государственным языком (Дабы не отвлекать внимание и самим не углубляться в выяснения правильности названия, мы сознательно выбрали в данной статье обозначение «государственный язык», оставив каждому возможность по-своему интерпретировать эту синтагму). Это утверждение верно лишь отчасти. На самом деле, судя по опросам населения, большинство жителей края всё же считает своим родным языком гагаузский. Что касается государственного языка, то действительно, встретить здесь человека, который бы им владел в совершенстве – большая редкость.

Согласно статистическим данным, в Гагаузии проживает около 7,5 тысяч молдаван. Из примерно 160-тысячного населения края это составляет менее 5%. Государственный язык изучается во всех учебных заведениях автономии. Однако преподавание предметов на государственном языке осуществляется лишь в двух частных молдо-турецких лицеях и двух государственных лицеях. Поэтому неудивительно, что уровень распространения государственного языка здесь самый низкий по сравнению со всеми районами Молдовы.

Обязанность знать и обязанность помочь

«Языковой вопрос» здесь существует и власти автономии это не скрывают. В Главном управлении образования Исполнительного комитета Гагаузии выделяют две главные причины низкого распространения государственного языка: отсутствие языковой среды и недостаточная подготовленность педагогических кадров, для многих из которых государственный язык не является родным. И если по второму пункту в последние годы происходят некоторые подвижки, то с языковой средой каких-либо позитивных перспектив пока не видно.

Высшее руководство Гагаузии признаёт, что знание госязыка – это обязанность каждого гражданина, но вместе с тем напоминает и об обязанностях государства. По мнению башкана Михаила Формузала, которым он поделился в интервью IPN, власти страны, прежде чем предъявлять людям такие требования, обязаны на практике помочь всем желающим изучать государственный язык, сделать это. 

«Все программы по развитию государственного языка мы реализуем сами. Поддержки со стороны Кишинева в этом вопросе практически нет. Нет государственных программ по обучению старшего поколения. Не оказывается финансовая поддержка для привлечения в Гагаузию молодых кадров молдавской национальности», - посетовал гагаузский лидер.

Впрочем, руководство автономии настроено вполне оптимистично. По  словам Формузала, изменение ситуации в крае может произойти, только в длительной перспективе.

«Мы понимаем, что владение государственным языком – это, прежде всего, вопрос конкурентоспособности нашей молодёжи. Без этих знаний нашим детям сложно будет продвигаться по карьерной лестнице. Поэтому мы делаем упор на молодежь и прилагаем все наши усилия, чтобы создать для неё необходимые условия», - заявил гагаузский лидер в интервью IPN.

Нужна новая стратегия

Владение населением государственным языком является одним из важных факторов единства и целостности страны. С этой точки зрения трудно не согласиться с утверждением, что распространение и поддержка государственного языка – это прежде всего забота и обязанность правительства Молдовы.

Реалии Гагаузии, да и многих других регионов республики говорят о необходимости пересмотра политики продвижения государственного языка среди национальных меньшинств. Что эффективнее в этом деле: атмосфера принуждения и карикатурно-патриотические призывы или экономическая мотивация? Полагаем, что правильный рецепт успешной стратегии лежит на поверхности. Главное – что бы была государственная воля её сформулировать и реализовать.

Пока же мы имеем то, что имеем. Молдавский язык по Конституции является государственным языком Республики Молдова. Он же является одним из трёх официальных языков на территории Гагаузии – неотъемлемой части Республики Молдова. Но несмотря на всё это, этот язык для подавляющего большинства жителей автономии является, по сути, иностранным.

Вячеслав Крачун, для IPN

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.