Естественно, что в рамках демократического процесса оппозиция и власть по-разному рассматривают протесты, связанным с „делом Стояногло”. Даже в контексте данных дебатов проходит обмен репликами, „иногда тенденциозными”, - заявил постоянный эксперт проекта Игорь Боцан в ходе публичных дебатов на тему „Протесты в минувшее воскресенье: мотивы, цели, социальная база, возможное развитие ситуации, выгоды и риски”, характеризуя выступления представителей ПДС и ИБКС.
По мнению эксперта, чтобы понять, что происходит, необходимо вернуться к лету 2019 года, когда нынешние соперники решили принять Декларацию о захваченном характере государства. Партия социалистов даже оказала тогда поддержку правительству ACUM, возглавляемому Майей Санду, но через некоторое время отправила его в отставку, вместе с ДПМ, и процесс обезглавливания государства был прерван.
После возвращения ПДС к власти с солидным большинством в парламенте, прерванный процесс возобновился. Проблема в том, как ведется работа: власти подвергаются критике и со стороны оппозиции, и со стороны части гражданского общества. „Есть много мнений о том, что ПДС то спешит, то является неуклюжей, то не учитывает все эффекты. Так мы подошли и к делу Стояногло, который является резонансным. С моей точки зрения, протесты абсолютно оправданы и законны”.
Игорь Боцан считает, что интенсивность этих протестов, их дальнейшая эволюция зависит от общественного интереса, как показателя, к проблеме. „Я бы хотел, чтобы власти и оппозиция, защищая свои интересы и продвигая свои политические повестки дня, нашли бы общий знаменатель для очистки прокуратуры и юстиции. Что касается „дела Стояногло”, я надеюсь, что оно останется резонансным, а все политические силы, гражданские организации и дипломатический корпус будут следить за тем, чтобы этот процесс был справедливым”.
Если хотя бы один пункт из обвинения против г-на Стояногло имеет основания, мы хотим, чтобы это было доказано, отметил Игорь Боцан. „Если нет, г-н Стояногло становится человеком с потенциалом для возврата в должность, или сделает политическую карьеру, пользуясь симпатией граждан”.
Говоря о дипломатическом корпусе, аккредитованном в Молдове, обвиняемом протестующими в причастности к молдавской политике, эксперт отметил, что послы из стран Европейского Союза руководствуются, в частности, резолюциями Европейского парламента и ноябрьским Меморандумом 2017 года об оказании поддержки нашей стране, а также Декларацией о захваченном характере государства. „Я надеюсь, что многие уважаемые правящие и оппозиционные политики найдут общий язык, чтобы граждане могли понять, кто на самом деле прав”, - попытался эксперт смягчить обвинения депутата Владимира Односталко в причастности ЕС в молдавские дела.
Что касается обвинений, прозвучавших в ходе протеста в том, что президент Майя Санду является ответственной за „кражу миллиарда”, поскольку была министром образования в тот период, эксперт отметил, что „вмешательство министров, о которых вы говорите (речь идет о депутате Односталко - пр. ред.), такое же, как и вмешательство врача после того, как ему доставили пациента с гангреной: позволить ему умереть, либо ампутировать пострадавшее место. Другие ответственны за ситуацию, те, кто запланировал это, когда заразили государство. То есть, создали условия, которые позволили девальвировать банковскую систему”.
208-е дебаты „Протесты в минувшее воскресенье: мотивы, цели, социальная база, возможное развитие ситуации, выгоды и риски” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы Информационным агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.