Эксперт Игорь Боцан утверждает, что расследование кражи миллиарда имеет политический аспект, и эта тема присутствовала в предвыборных программах политиков, а также претендентов на должность генерального прокурора. По его мнению, было бы странно, если бы политики не пытались использовать эту тему, поскольку она является долгосрочной и привлекает к себе внимание общественности. Отсюда возникает и политический интерес, а вмешательство политиков обеспечивает большее или меньшее доверие к новым действиям, предпринимаемым сейчас правоохранительными органами. Заявления по этому поводу были сделаны в ходе публичных дебатов под названием „Почему тема банковской кражи вновь вышла на первый план?”, организованных Информационным агентством IPN.
Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан заявил, что первый отчёт Kroll о расследовании банковского мошенничества был обнародован в начале мая 2015 года, тогдашним председателем парламента Андрианом Канду. Вскоре было созвано специальное заседание парламента, в котором приняли участие глава Национального банка, генеральный прокурор, директор Службы информации и безопасности и глава Национального центра по борьбе с коррупцией. По его словам, общество узнало тогда „очень интересные” вещи, а именно – то, что вся информация о краже миллиарда была известна правоохранительным органам. Тогда глава НЦБК заявил, что отчёт Kroll является беллетристикой, поскольку все документы, необходимые для подготовки этого отчёта, следователи компании Kroll получили в Кишинёве.
„В мае 2015 года руководители ведущих правовых и регулирующих учреждений, в число полномочий которых входило обеспечение финансовой безопасности Республики Молдова, открыто заявили, что „мы обо всём знали, всё расследовали и предоставили компании Kroll всю информацию”. На наш наивный вопрос: „почему, если вы обо всём знали, вы не вмешались, чтобы прервать ограбление?” – был дан ответ: „но мы проинформировали главу государства, председателя парламента, премьер-министра и так далее”. Это указывает на то, что вмешательство политиков имело место с самого начала”, - объясняет Боцан.
Эксперт напомнил, что ещё в 2011 году он поднял вопрос о назначениях в правовых и регулирующих учреждениях и об политизации. „Вот вам, пожалуйста, результат политизации регулирующих учреждений. Политический класс оказался соучастником. Давайте вспомним ещё об одной важной вещи – о конференции господина Шора, состоявшейся, если не ошибаюсь, в январе или феврале этого года. Он сказал: „А кто просил государство вмешиваться для спасения банков? Так уж принято между нами, банкирами: здесь – даём, там – берём, проводим транзакции. Мы же не просили вас вмешиваться. Это вы, политики, решили, что существует риск банкротства трёх банков (...) Вы, политики, всполошились, вы решили спасти эти банки, вы взяли деньги у Национального банка под гарантию государства, мы-то в чём виноваты?”, - отметил эксперт.
Игорь Боцан утверждает, что тему расследования банковского мошенничества поднимали и в ходе протестов, в результате которых, под давлением обстоятельств, часть протестующих превратились в политиков. И то, что зародилось в период протестов, стало политической повесткой дня тех, кто сегодня чётко и открыто заявляет, и в этом их поддерживает очень широкий сегмент общества, что они хотят решить проблему кражи миллиарда и проблему деполитизации правовых и регулирующих институтов. „Сам нынешний генеральный прокурор Александр Стояногло, участвуя в отборочном конкурсе, сказал, что в его программу управления Генпрокуратурой входит расследование громких уголовных дел, включая банковское мошенничество. Он также упоминал и процедуру оценивания прокуроров, а для отчёта парламентской следственной комиссии он указал, что, возможно, намеренно было сделано так, чтобы различные группы или группировки прокуроров занимались этой проблемой порознь. Сейчас Прокуратура уже применяет имеющиеся у неё специализированные инструменты для расследования, и вот – на сцене появился глава прокуратуры”, - сказал он.
Игорь Боцан добавил, что проблема возврата денег остаётся открытой. „И если она остаётся открытой проблемой, то я склоняюсь к мысли, что до тех пор, пока она открыта, она привлекает к себе внимание общественности. В этом контексте возникает и политический интерес, потому что тема банковского мошенничества выглядит очень долгосрочной”, - заявил эксперт.
Дебаты „Почему тема банковской кражи вновь вышла на первый план?” стали 136-ми в цикле „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов”, реализуемом при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.