Заключение Венецианской комиссии призвано сблизить непримиримые позиции, с тем, чтобы политики сообща обсудили и нашли решения для упомянутых в этом заключении проблем. Столь важные темы, затрагивающие порядок функционирования прокуратуры, системы правосудия, требуют крайне ответственного подхода. Хотелось бы, чтобы правящие и оппозиционные политические силы стремились к консенсусу. Это заключение Венецианской комиссии следует рассмотреть очень серьёзным образом и найти решения, основанные на рекомендациях комиссии. Об этом заявил постоянный эксперт проекта Игорь Боцан в ходе публичных дебатов на тему: „Заключение Венецианской комиссии: сигнал тревоги по поводу состояния правового государства или призыв к совершенствованию демократических процессов?”, организованных информационным агентством IPN.
Комментируя реакцию гражданского общества на заключение Венецианской комиссии, постоянный эксперт проекта отметил, что профильные организации настороженно относились к тому, каким образом в августе был изменён Закон о прокуратуре, их просьба заключалась в соблюдении положений закона о прозрачности принятия решений. „В то же время мы все понимаем, что имеется большая проблема. На эту проблему политформирования указали в своём июньском заявлении 2019 года о захваченных государственных институтах. Этого заявления было недостаточно для того, чтобы иметь полную ясность: что за ним последует, и какими будут дальнейшие действия. Итак, если основные политические силы признали, что у нас наблюдается искажённая ситуация, то сейчас мы видим последствия этой недальновидности, которая проявилась тогда, в 2019 году, и которая в итоге привела к распаду той правящей коалиции. Теперь, после того, как был проведён водораздел, скажем так, у нас имеется этот конфликт, который несёт в себе угрозы. С одной стороны, у нас есть правящая партия, и она заявляет: „Мы получили мандат от народа, и потому должны мы провести реформы. Ситуация ненормальная, поэтому, хотя мы остаёмся в конституционном поле, по причине ненормальности ситуации мы действуем таким образом, который может не понравиться вам, представителям гражданского общества, но такое поведение оправдано поддержкой со стороны граждан”. С другой стороны, у нас есть оппозиция, которая озвучивает свои опасения, и в этой ситуации появляется заключение Венецианской комиссии. Этот документ власти и оппозиция должны проработать сообща, чтобы найти компромиссные пункты и вернуться в нормальное русло”, - отметил Игорь Боцан.
В то же время постоянный эксперт проекта уточнил, что власть и оппозиция должны руководствоваться решением Конституционного суда от декабря 2010 года о разграничении государственных учреждений, представляющих особый общественный интерес, от государственных учреждений, представляющих особый политический интерес, чтобы в рамках дискуссий о назначениях в независимые государственные учреждениях, например, в Совет по телевидению и радио или в Центральную избирательную комиссию, присутствовал рамочный закон, устанавливающий общие правила назначений в эти учреждения, с тем, чтобы иметь ясность на будущее, и чтобы те, кто приходит к власти, соблюдали эти принципы. „Пока у нас есть эта ненормальная ситуация, потому что власти говорят: „Да, у нас есть вручённый народом мандат, а ситуация в этой стране ненормальна, это – наследие, от которого мы хотим избавиться”. А оппозиция имеет право отстаивать свои взгляды и высказывать возражения. Большая проблема заключается в том, каким образом эти два блока, правящий и оппозиционный, общаются между собой, и как они находят хорошие решения, предсказуемые и полезные для общества, потому что нас в этой борьбе между властью и оппозицией интересует, чтобы в результате их деятельности у нас появились предсказуемые правила, а не такие правила, которые быстро изменятся после смены власти”, - пояснил Боцан.
По его мнению, представители политформирований, находящихся у власти и в парламентской оппозиции, должны внимательно прочесть заключение Венецианской комиссии и, по обоюдному согласию, внести в законодательство изменения, вытекающие из этого заключения, чтобы нормализовать ситуацию с работоспособностью прокуратуры. „Коллегам крайне важно понять, что даже если у прокуроров и судей имеется должностная независимость, необходимо иметь в виду, что политический фактор тоже очень важен. И злоупотребление политикой нужно исключить, хотя следует учитывать, что ни прокурорский, ни судейский цеха не должны превращаться в корпорации. Эти системы, хотя они и обладают независимостью, должны иметь весьма выраженную, основанную на законе связь, не допускающую внешнего влияния, во избежание их превращения в закрытые корпорации, которые самоизолировались от потребностей общества”, - отметил Игорь Боцан.
Публичные дебаты на тему „Заключение Венецианской комиссии: сигнал тревоги по поводу состояния правового государства или призыв к совершенствованию демократических процессов?” стали 219-ми в цикле „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов”. Проект реализует информационное агентство IPN, при поддержке Фонда Ханнса Зайделя.