Есть хорошие шансы на то, что Республика Молдова станет кандидатом на вступление в Евросоюз, так как ЕС демонстрирует открытость в этом плане. „Если Украине удастся стать членом Евросоюза, то нас подхватит этой же волной”, - высказал мнение постоянный эксперт проекта Игорь Боцан в ходе публичных дебатов „Анкета ЕС: что она предлагает и что требует взамен, какими видятся ее шансы в Молдове и за рубежом?”, организованных Информационным агентством IPN.
„Будем надеяться, что у нас все получится. В противном случае у ЕС будет больше проблем с безопасностью, трафиком и миграцией. Очень важно включиться в этот процесс”, - отметил Боцан.
Постоянный эксперт проекта указал, что в случае Молдовы процесс вступления в ЕС носит ускоренный характер. „Нам известен опыт других государств. Анкета для Западных Балкан содержала тысячи вопросов. Для Республики Молдова, Грузии и Украины она является упрощенной, количество вопросов примерно в 5–10 раз меньше. Я не думаю, что Евросоюз запустил этот процесс для того, чтобы в какой-то момент сказать „нет”. Ситуация очень сложна, но мы знаем, как отреагировал Европейский Союз в своих интересах по окончании войны в Югославии. У нас в Кишиневе побывали эксперты из Европейского Союза, которые участвовали в разработке Стратегии стабилизации и ассоциации стран Западных Балкан. Они рассказали, как их неожиданно пригласили и поручили за неделю разработать проект стратегии интеграции Западных Балкан в Европейский Союз. Вот так принимались решения в той кризисной ситуации, которая наблюдалась в 1999 году. И мы можем убедиться, что эта стратегия отлично сработала, и расширение Евросоюза происходило волнообразно. Сейчас мы – Украина, Молдова, Грузия – можем стать четвертой волной, и, раз уж мы включились в этот процесс, важно честно ответить на вопросы анкеты”, - подчеркнул постоянный эксперт проекта.
По словам Игоря Боцана, эта анкета напоминает вступительный экзамен в университет. „Никто не может тебе гарантировать, что если ты сдал экзамен и стал студентом престижного университета, значит ты сумеешь успешно его окончить, но есть те, кто это делает. Для нас сейчас самое главное включиться в этот процесс, пройти его и быть допущенными к участию в этом процессе в качестве кандидатов, а дальше нас ждет трудный путь реализации его этапов. Теперь появились шансы и для всего общества, шансы на его мобилизацию, теперь у нас есть чрезвычайно сильная мотивация”, - подчеркнул постоянный эксперт проекта, добавив, что при заполнении анкеты Евросоюза Молдова должна будет ответить на вопросы, связанные с „Копенгагенскими критериями”: если ли у нас рыночная экономика, если ли у нас есть демократические институты, способны ли мы внедрить правовые нормы европейского сообщества.
Боцан напомнил, что молдавские власти подписали Соглашение об ассоциации между Республикой Молдова и Европейским Союзом в 2014 году. „В течение этого периода, с некоторой периодичностью, у нас проходили всевозможные заседания Совета по ассоциации, в ходе которых Евросоюз получал совершенно исчерпывающую информацию обо всем происходящем в Молдове. Вот почему, как я думаю, Молдова получила более упрощенные анкеты. После начала дестабилизации, вызванной вмешательством России, из-за сепаратистских режимов, которые она наплодила на территории Грузии, Молдовы и Украины, после начала этой войны на первый план вышел тот факт, что стратегия Евросоюза, предназначенная для нас, для Восточного партнерства, не работает. Восточное партнерство было задумано как стратегия Европейского Союза, которая, после волн расширения ЕС, обеспечила бы ему пояс безопасности от Мурманска до Касабланки. Но, как мы видим, на европейском направлении этот пояс безопасности не работает. Мы помним спор между министром иностранных дел России и представителями Евросоюза в мае 2009 года, когда Российская Федерация заявила: да, нас не интересует ваше Восточное партнерство, мы не хотим быть его частью, мы считаем бывшие советские республики зоной исключительных интересов России. Тогда Евросоюз сказал: „Дорогая Россия, мы понимаем, в чем заключаются твои интересы, но мы не хотим, чтобы эта зона была зоной исключительных интересов Российской Федерации, мы хотим, чтобы она была зоной совместной ответственности”, а произошло это спустя год после войны в Грузии. Сейчас у нас идет война в Украине, и ЕС видит, что эта зона совместной ответственности не работает. И если она не работает, значит Евросоюз должен принять стратегическое решение по поводу своих дальнейших действий – уйти ли ему из этой зоны, где Россия демонстрирует свои притязания, а это означает, что в Европейском Союзе не будет стабильности в условиях войны на его границах. Под угрозой окажутся и прибалтийские страны, Молдова, Украина. Эти 3 бывшие советские республики, которые желают стать частью Европы, вовлечены в этот процесс европейской интеграции, и это – наилучшее решение. Для нас важно стать кандидатами на вступление. В дальнейшем и Россия может вернуть себе статус экономического партнера ЕС, и таким образом можно будет решить и приднестровскую, и другие проблемы”, - полагает Игорь Боцан.
Публичные дебаты „Анкета ЕС: что она предлагает и что требует взамен, какими видятся ее шансы в Молдове и за рубежом?” стали 237-ми в цикле „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов”. Проект реализуется Информационным агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.