Является ли резолюция ПАСЕ возможностью или опасностью в урегулировании приднестровского конфликта, зависит от того, кто выиграет российско-украинскую войну. „Даже если Приднестровье будет отдано Молдове, она не знает, что с ним делать, и это самая большая проблема”. Об этом заявил постоянный эксперт проекта Игорь Боцан в ходе публичных дебатов „ПАСЕ признала Приднестровье зоной российской оккупации. Какие новые возможности или риски для реинтеграции Республики Молдова несет это событие?”, организованных Информационным агентством IPN.
По мнению эксперта, молдавские власти говорят, что резолюция ПАСЕ, в соответствии с которой приднестровский регион Республики Молдова был признан „российской оккупационной зоной”, является политическим заявлением, и они даже не хотят его комментировать. „Другие участники процесса приднестровского урегулирования - Украина, ОБСЕ, ЕС, США - имеют другое отношение к роли посредника и миротворца Российской Федерации, а Молдова с ее очень скромным потенциалом, скорее всего, не знает, что делать. Международному институту потребовалось 30 лет, чтобы назвать вещи своими именами, и это происходит в контексте, когда государство иначе называет событие, которого все видят как войну против Украины”.
Игорь Боцан также говорит, что оккупирующий государство не может одновременно быть миротворцем и посредником в спровоцированном им конфликте - приднестровском конфликте. Таким образом, по его словам, и формат переговоров „5+2” по сути теряет свою силу.
Эксперт говорит, что наблюдает за неоднозначным поведением парламентской оппозиции, которая является постоянным блоком, частью которого являются Партия коммунистов и Партия социалистов: „С начала войны Партия коммунистов набрала в рот воды”. То есть, это те же люди, которые забывают, что заложили основы и сотрудничество с НАТО и подписали указ о сотрудничестве с Европейским Союзом Республики Молдова. Они убедили нас, граждан, в том, что мы должны принять это направление, а сейчас колеблются”.
Игорь Боцан утверждает, что если России удастся выиграть войну с Украиной, тогда она оккупирует территорию приднестровского региона и будет иметь возможность включить ее в так называемую „Новороссию”. „Ничто не останавливает нас теперь, после всех заявлений России, допустить такой сценарий. Большой проблемой будет то, как будут обозначены границы. Второй вариант: если Россия „сломает зубы” об Украине, то эта резолюция Совета Европы очень важна. Тогда можно было бы подойти к проблеме через следующую призму: „были 30 лет оккупации, вы, ребята, заблокировали наше развитие”. Если будет найдено правильное решение, тогда возвращение Приднестровья в конституционное пространство будет стоить, и эти деньги могут прийти из того состояния Российской Федерации, которое было заморожено”, - сказал он.
По словам эксперта, третий вариант заключается в сохранении напряженности. „Формула „5+2” практически утратила свое значение, и мы должны найти решение, потому что там находятся граждане Республики Молдова. Все три сценария чрезвычайно сложны”, - заявил Игорь Боцан.
С другой стороны, эксперт отметил, что упрекает нынешнюю власть только в том, что она боится, а ее комментарии в отношении резолюции ПАСЕ кажутся ему „просто неуместными”.
230-е публичные дебаты на тему „ПАСЕ признала Приднестровье зоной российской оккупации. Какие новые возможности или риски для реинтеграции Республики Молдова несет это событие?” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.