Число ностальгирующих по СССР в 2009 году составляло около 40 процентов, и столько же в 2018 году, то есть в контексте более новых событий – аннексии территорий Грузии, Крыма и т.д. и которые показали, что лозунг „дружбы народов” хорош только для того, чтобы замаскировать имперские амбиции государства, которое не может отделаться от комплекса „старшего брата”. Об этом заявил постоянный эксперт проекта Игорь Боцан в ходе публичных дебатов на тему: „Развитие русско-украинской войны и ее влияние на феномен ностальгии по СССР”, организованных Информационным агентством IPN.
Что касается церкви, которая является одним из институтов, которому граждане доверяют больше всего, согласно опросам, эксперт отметил „осторожное” поведение Митрополии Молдовы в контексте войны России в Украине и ее гораздо более сдержанные подходы к эманациям патриарха Кирилла, который благословил войну.
Игорь Боцан отметил, что некоторые молдавские священники обвинили лидера Русской православной церкви за смерть тысяч невинных душ, а молдавская церковь в целом проявила осторожность и „помогла беженцам. Предосудительно, что церковь не осудила войну, но я заметил, что выступила за помощь беженцам, за прекращение войны и за мир. В то же время, этот призыв к миру вполне, скажем так, странный: призыв к миру в условиях, когда Россия оккупировала часть территории Украины, это означает на самом деле отстаивание позиции России, которая хочет переговоров, чтобы присвоить оккупированные территории”.
Игорь Боцан подчеркнул, „что в этом вопросе возникает большая проблема: мы все за мир, за возвращение к ситуации до агрессии. Но эта фраза отсутствует в призыве молдавской церкви. Вот почему я полностью поддерживаю священников, которые называют вещи своими именами. Давайте не будем забывать, что один из смертных грехов совершен Каином против своего брата Авеля, которого он убил. И мое личное мнение состоит в том, что наша Церковь, к сожалению, не проявила проницательности: грех Каина нельзя игнорировать”.
Эксперт считает преждевременным говорить о сценариях прекращения войны, как предлагают другие участники дискуссии, но вполне уместно сделать некоторые выводы: „Российские стратеги ошиблись, когда недооценили украинцев - они оказались нацией, которая знает и ценит свободу, готова защищать свой суверенитет и независимость. Вторая фатальная вещь: отношение к Западу, проявленное в двух письмах, адресованных НАТО и США 15 декабря прошлого года (посмотрите, с тех пор прошел год), с требованием убраться туда, где они были в 1997 году, является доказательством того, что они совершенно не понимают, что представляет собой НАТО и что он может. Мы видим, что после того, как Украина выдержала первую фазу, НАТО обеспечил Украину вооружением, с которым она может противостоять и с которым можно предотвратить поражение. Не более того”.
Что касается третьей ошибки кремлевских стратегов, то она касается населения демократических стран. „Мы видели лавину пропаганды, в которой говорилось, что жители Запада, „весь этот золотой миллиард”, слабый и безвольный из-за слишком хорошей жизни, не выдержит давления со стороны страны, которая приходит с силой к ним”. По словам эксперта, волны спонсируемых протестов против подорожания газа и света утихли, и мир понял, откуда исходит зло.
9-е дебаты „Развитие русско-украинской войны и ее влияние на феномен ностальгии по СССР” из цикла „Сто лет под знаком СССР и тридцать одни год без СССР: Ностальгия по химерам” реализованы при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.