Опасность повторения ужасов, которые пережило общество при коммунистическом тоталитарном режиме, не преодолена до тех пор, пока коммунизм не подвергся процессу осуждения, подобному тому, что был в Нюрнберге. Такое мнение высказал постоянный эксперт проекта Игорь Боцан в ходе публичных дебатов „История – международное противоядие от политических репрессий”, организованных Агентством IPN. Эксперт отметил, что в деле о нацизме, которое рассматривал Нюрнбергский трибунал, все предельно ясно, и когда мы сравниваем коммунизм и нацизм, выводы будут разными.
„Мы видим, что попытки запретить в Республике Молдова символы коммунизма были признаны неконституционными, но и на уровне Евросоюза есть только прокламации, заявления, резолюции, осуждающие репрессии коммунистического режимаˮ, - сказал эксперт. Игорь Боцан добавил, что у нас в стране есть и политические партии, прославляющие советско-большевистский опыт, в том числе опыт раздела Польши в 1939 году. Эксперт отметил, что лекарством от этих проявлений и даже рецидивов может стать только память, которую культивируют ученые и историки, и граждане, особенно молодые поколения, должны знать, что жертвы коммунистического режима как минимум в 2-3 раза превышают жертвы, совершенные нацистским режимом.
„Мы должны понимать весь механизм репрессий и сделать вывод, что этот механизм был настолько хорошо развит, а затем экспортирован в страны Центральной и Восточной Европы, что это явление необходимо рассматривать в целом. Все началось с роспуска Учредительного собрания в 1917 году. С роспуском собрания, на основе которого Россия могла стать демократической страной, в Петербурге были потоплены в крови протесты рабочих, ради которых была совершена революция. После этого был введен военный коммунизм, а тем временем большевики были вынуждены уничтожить и некоторых союзников. После этого начался Красный террор, практически уничтоживший всех, кто был готов поддержать ленинский путч 1917 года. Затем началась Гражданская война, а поскольку большевистская Россия оставалась аграрной страной, где крестьяне составляли около 80-85% населения, Гражданская война была войной против крестьянства. И все мы помним, что все изобретения потом применялись и в оккупированных странах Восточной Европы, я имею в виду здесь децимацию, захват заложников, пока крестьянство не было разгромлено. Таким образом, Красный террор был первым этапомˮ, - сказал эксперт.
Игорь Боцан отметил, что второй этап начался, когда Сталин стал „хозяиномˮ Советского Союза. „В 1936-1938 годах произошел Большой террор, в ходе которого была уничтожена вся советская элита. Позже наступил третий этап, так называемый „государственный антисемитизмˮ в Советском Союзе, продолжавшийся с 1938 по 1953 год до смерти Сталина. А после Второй мировой войны, начиная с 1944-1945 годов и до 1947 года, куда бы ни дошли советские войска, методами, накопленными НКВД на предыдущих этапах, коммунистические режимы укреплялись, применяя все сталинские методы и это вынудило США в марте 1947 года посредством так называемой доктрины Трумэна начать процесс ограничения распространения коммунизма, после чего в полную силу началась холодная войнаˮ, - пояснил Игорь Боцан.
„Все эти этапы необходимо очень хорошо освоить и знать опыт каждой страны, пережившей эти зверства. В то же время то, как эти процессы отражаются сейчас в этих государствах должны перенять и мы, чтобы заложить основы факультативной учебной программы, чтобы все эти вещи были очень хорошо вписаны в эту программу, чтобы желающие могли понять весь механизмˮ, - заявил Игорь Боцан.
30-е публичные дебаты на тему „История – международное противоядие от политических репрессий” из цикла „Влияние прошлого на процессы укрепления доверия и мира” организованы Информационным агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.