„Граждане должны понимать одну вещь: либо у нас будет объявлено парламентское большинство, которое обязывает главу государства назначить кандидатуру этого большинства на должность премьер-министра, и это является выходом из правительственного кризиса. Ведь если у нас нет такого большинства, то глава государства, принимая во внимание юриспруденцию Конституционного суда, может довести ситуацию до роспуска парламента различными методами, и главу государства нельзя будет упрекнуть за некоторые действия. До тех пор, пока парламент не может сформировать парламентское большинство, которое взяло бы на себя власть, глава государства в течение 90 дней может распустить парламент. Либо парламентское большинство, либо досрочные выборы через 90 дней”. Об этом заявил постоянный эксперт проекта Игорь Боцан в ходе публичных дебатов: „Какими парламентские партии видят досрочные выборы, если они видят их возможными?”, организованных Информационным агентством IPN.
„Если есть объявленное парламентское большинство, тогда назначается новое правительство, и другого решения, кроме назначения правительства, глава государства не имеет. Если не объявлено парламентское большинство, у главы государства есть ряд инструментов, чтобы довести ситуацию до досрочных выборов. И может сделать это достойным образом, ее нельзя будет упрекнуть, чтобы начать процедуру отстранения главы государства. Кстати, процедуру отстранения можно начать, но для того, чтобы ее довести до конца, нужно чтобы проголосовали две трети депутатов парламента. Но этого трудно добиться”, - отметил Игорь Боцан.
Эксперт добавил, что Майя Санду может реализовать свою идею и стать национальным лидером, „если у нее будет правительство, которое является ее личным отражением. Как Майя Санду может поступить в отсутствие парламентского большинства? Просто. Майя Санду может прийти и сказать: „Господа, если Конституция заставляет меня назначить премьер-министра, я могу это сделать, но я назову того, кто мне нравится, например, одного из советников президента”. Этот советник начнет работу, а через две недели скажет, что в отсутствие парламентского большинства не нашел достаточно людей, чтобы создать предвыборную программу, и, таким образом, этот кандидат отказывается от должности премьер-министра. После этого Майя Санду назначает другого кандидата, и так до истечения трех месяцев, предусмотренных решением Конституционного суда 2013 года и решением суда 2016 года. Пока нет парламентского большинства, только у президента есть все инструменты, чтобы формально выполнять конституционные положения, и медленно довести ситуацию до роспуска парламента”,- подчеркнул Игорь Боцан.
По его словам, лучшим решением для проведения досрочных выборов не в июне, а в апреле, был бы роспуск парламента. „А для этого нужно использовать две попытки назначения правительства, и это может произойти, если определенные фракции, у которых более 51 депутата, публично заявят, что не примут участие в заседаниях по назначению премьер-министра. И тогда г-жа президент повторно назначает кандидатуру, не проводятся заседания по утверждению из-за отсутствия кворума, используются обе попытки, проходит 45 дней, и таким образом, мы можем выиграть месяц. Но никто не должен думать, что все произойдет таким образом”, - сказал эксперт.
167-е публичные дебаты „Какими парламентские партии видят досрочные выборы, если они видят их возможными?” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” были организованы при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.