Конкуренты на выборах должны оставить в стороне вражду, потому что после выборов они должны будут вести в той или иной степени какой-то диалог. Поэтому, продолжая враждовать, делают поствыборный процесс гораздо сложнее. В то же время, граждане не должны бояться и не должны поддаваться на запугивания, потому что им гарантирована тайна голосования. Кроме того, люди должны понимать, что, принимая избирательные подарки, они поддерживают коррупцию. Об этом заявил постоянный эксперт проекта Игорь Боцан в ходе публичных дебатов на тему „Ставка свободных и корректных выборов. Кто их обеспечивает, кто их соблюдает?”, организованных Информационным агентством IPN и Radio Moldova.
Игорь Боцан утверждает, что, начиная с 1993 года, Венецианская комиссия всегда сохранила неодобрительную позицию в отношении избирательной системы в условиях Республики Молдова. В частности, он сослался на тот факт, что в настоящее время одномандатные округа были сформированы таким образом, что количество избирателей очень отличается. В то время как в некоторых округах в выборах могут принять участие только пять тысяч человек, в других – 120 тысяч. Вместе с тем, эксперт отмечает, что в 2017 году, когда продвигалась смешанная избирательная система, Венецианская комиссия добавила в свои аргументы и тот факт, что, по данным исследований, выборы просто покупаются.
Что касается недавней резолюции Европейского парламента, адресованной Республике Молдова, Игорь Боцан говорит, что такой документ всегда основан на документах профильных организаций – Венецианской комиссии и ОБСЕ. По его словам, в Соглашении об ассоциации Республики Молдова с ЕС очень ясно написано, что в оценках политического характера, связанных с администрированием выборов и принятием законодательства, институты ЕС, в строгом соответствии с положениями о них, полагаются только на опыте специализированных учреждений. „Никаких спекуляций здесь быть не должно”, - отметил Игорь Боцан.
„Это ошибка полагать, что аннулирование выборов в муниципии Кишиневе является тем событием, которое заставило европейцев дать настолько жесткую резолюцию. „Невозможно сделать выводы о процессе, каким являются выборы, на основе одного избирательного события. Если есть два, уже можно, если есть три, уже с уверенностью можно это сделать, а если есть четыре – уже обязаны это сделать. Таким образом, аннулирование выборов было просто последней каплей”, - считает эксперт, полагая, что речь идет о длительном процессе деградации демократии в Республике Молдова.
По его словам, в докладе о правах человека в Молдове за 2018 год делается ссылка на парламентские выборы 2014 года – на снятие впервые из гонки конкурента на выборах, на участие в выборах партий-клонов, которые украли голоса. „Теперь мы знаем, что против партии, которая была снята с предвыборной гонки за два дня до выборов в 2014 году, впервые в избирательной истории Республики Молдова, были открыты четыре уголовных дела, четыре административных дела, после чего ни одно из дел мы не знаем, как было доведено до конца. Мы знаем, что эта партия обратилась в ЕСПЧ и два дела рассматриваются, в остальном мы ничего не знаем. Мы знаем, что партия-клон не была удалена из гонки, хотя г-н Воронин (председатель ПКРМ) обратился в компетентные органы. Был еще один случай, дело судьи Домники Маноле, которая подвергается гонениям и в настоящее время”, - отметил Игорь Боцан.
Мастер говорит, что доминирующие партии накапливают обычно 40% и более от предпочтений в опросах. В эту цифру попадает Партия социалистов. Демократическая партия показала, что если мобилизуется, получает 15-16%, но теперь, когда демократы имеют всю власть в руках, „могут получить много голосов”. „Партия социалистов дружит с Православной церковью, и мы знаем, что святые отцы лезут в выборы, так что к доминирующей партии добавляется еще одна большая армия. Что касается ДПМ, мы знаем, что они подкупили примаров, и они являются основными агентами на выборах. Что еще есть у ДПМ, и не имеют остальные конкуренты, чтобы условия были равными? У ДПМ есть „меценат”, депутаты и всякие другие представители, участвующие в различных мероприятиях, и мы догадываемся, что они будут кандидатами. Остальные этого не имеют, так что нельзя говорить о равных условиях. Кроме того, у нас есть три партии, которые имеют фонды. Одна партия гордиться тем, что создала электорат, около 200 тыс. человек, с помощью дисконтных карт. Парламент отказался обсуждать публично незаконный способ, с которым делаются все эти вещи. Всего этого коснулась Венецианская комиссия. Эти факты можно взвесить. Эти вещи должны быть приняты во внимание, когда речь идет о свободных и честных выборах”, - сказал Игорь Боцан.
Он отметил, что поправка о дне тишины может не пройти, если президент Игорь Додон не захочет этого. По его словам, президент имеет в распоряжении две недели, чтобы подписать закон. Если в четверг парламент проголосует за закон во втором чтении, а глава государства скажет после 1 декабря, что не подпишет закон, и, учитывая, что 30 ноября истекает срок полномочий парламента, тогда законодательный орган не сможет его утвердить. „Большая проблема в том, захочет ли президент подписать закон. Плюс ко всему, в соответствии с Кодексом лучших практик Венецианской комиссии, за год до выборов не меняются положения Кодекса о выборах. Это может быть аргументом для президента не подписывать этот закон”, - отметил Игорь Боцан.
97-е публичные дебаты „Ставка свободных и корректных выборов. Кто их обеспечивает, кто их соблюдает?” из цикла ”Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы Информационным агентством IPN и Radio Moldova при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.