Для адекватного и оперативного реагирования ЕС и другим внешним партнёрам необходимо всеобъемлющее понимание трёхсторонней взаимозависимости между популистами, „людьми из системы” и олигархическими интересами, пишет политолог Дионис Ченуша в аналитической статье для Агентства IPN.
По его мнению, движение в направлении механических, предсказуемых и контролируемых правительств, пусть и в ущерб собственному авторитету и даже долгосрочности пребывания у власти, свидетельствует о протекании в Молдове и в Украине политических событий с аналогичным уровнем риска.
Политолог считает, что чрезмерная озабоченность по поводу колеблющейся популярности, дополнительным стимулом для которой служит приближение выборов, преобладает над приоритетом в виде стратегических реформ, необходимых для институционального и отраслевого благоденствия общественных интересов в целом.
Политолог проводит сравнения и выявляет различия между Украиной и Молдовой. При этом обнаруживаются одержимость централизацией политической власти, скоординированный характер политических изменений, симпатии к „людям из системы” и, не в последнюю очередь, навязчивая идея нормализации отношений с Россией.
В числе сравниваемых аспектов Дионис Ченуша обращает внимание на масштабы ожиданий от „феномена Зеленского”, которые, хотя уровень их воплощения в жизнь и был позитивным, оказались слишком амбициозными, чтобы привести к кардинальному преображению политического ландшафта Украины, отмечает политолог. Он сравнивает это с событиями в Молдове. Так, политолог указывает на краткий период перемен, имевший место в Молдове в середине 2019 года, под влиянием идеалистического правления Майи Санду, который не дал возможности укорениться проектам реформ, обещанных в рамках деолигархизации.
По его мнению, отчёт Freedom House за 2020 год свидетельствует скорее о стагнации, нежели об особом прогрессе в обеих обсуждаемых странах, где всё ещё господствуют политизированное правосудие и сильно выраженное олигархическое влияние. Политолог использует эти аргументы, чтобы в очередной раз отметить: „антиолигархическая весна” у восточных соседей ЕС потерпела неудачу.
На смену волне спонтанности и нонконформизма возвращается „рутинная политика”, при которой неформальный и традиционный способы правления гармонично сосуществуют, заключает политолог.