Ни управляемые государством предприятия, ни их учредители не спешат раскрывать надлежащую информацию на своих сайтах. Хотя практически у всех предприятий имеются собственные сайты, лишь на некоторых из них представлена содержательная информация, отмечается в исследовании прозрачности деятельности предприятий, управляемых государством, которое провела Transparency International-Moldova. В общей сложности был проведён мониторинг 38 государственных предприятий и акционерных обществ, управляемых органами центрального публичного управления.
На пресс-конференции в IPN эксперт TI-Moldova Янина Спиней рассказала, что меньше всего информации представлено на сайтах ГП „Cartuș”, ГП „Urbanproiect”, АО „Tracom” и АО „Barza Albă”. Значительная часть отслеживаемых предприятий не соблюдают требования к раскрытию информации. Около половины из них не разместили на сайте устав предприятия, большинство уставов представлены в старой версии. Одна треть предприятий не разместили свои внутренние положения. Хотя около 90% предприятий представили отчёты о своей деятельности, они не всегда соответствуют требованиям, установленным для годового отчёта.
Практически все предприятия, сообщившие о проведении аудита финансовой отчётности, выложили отчёты на сайт, но они, как правило, представлены не в полном варианте, а лишь в качестве резюме или выдержек из отчёта. Что касается информации о закупках, то около половины отслеживаемых предприятий не разместили в Интернете свои годовые планы закупок, ни одно предприятие не привело каких-либо сведений о рабочих группах для проведения госзакупок.
Ещё один упомянутый в исследовании аспект затрагивает ответственных сотрудников предприятий, которые оказались в поле зрения правоохранительных органов. В 2018–2020 гг. было возбуждено около ста уголовных дел в связи с деятельностью государственных предприятий и акционерных обществ. Речь идёт о таких предприятиях, как ГП „Железная дорога Молдова”, ГП „Почта Молдовы”, АО „Metalferos”, АО „Moldtelecom”, АО „Banca de Economii”, ГП „ Кишинёвский международный аэропорт”, ГП „Международный аэропорт Мэркулешть”, ГП „Автовокзалы и автостанции”, ГП „Государственная администрация автомобильных дорог”, ГП „Услуги государственной охраны” и ряде других. В большинстве дел фигурируют не ответственные лица, а инженеры, заместители директоров филиалов, начальники поездов, проводники вагонов, руководители магазинов, таможенные брокеры и т. д. Почти каждое десятое дело было закрыто.
Авторы исследования также ссылаются на аудиты, проведённые Счётной палатой в 2018–2020 годах. Учреждение выявило множество нарушений в процессе ведения бухгалтерского учёта, управления имуществом, планирования и осуществления закупок, сдачи в наем помещений. СП установила, что ситуация была вызвана, в частности, ненадлежащим управлением предприятиями и низким уровнем ответственности руководящих органов. Хотя большинство предприятий, в отношении которых СП проводила аудит, подтвердило его проведение, учреждения не выложили на сайтах информацию о результатах аудита и о тех мерах, которые были приняты ими для выполнения рекомендаций Счётной палаты.
Авторы исследования рекомендуют прямо включить в законодательство требования о раскрытии информации акционерными обществами или коммерческими компаниями с государственным капиталом, независимо от того, являются ли они субъектами общественного интереса. Ещё одной рекомендацией является исключение из законодательства несоответствий, касающихся характера договора с управляющими госпредприятиями. Также следует изучить целесообразность пересмотра или обновления положений, касающихся оплаты труда на предприятиях, пользующихся финансовой автономией, в том числе оплаты труда руководителей или управляющих предприятиями. Рекомендуется избегать неправомерного засекречивания информации о деятельности предприятий, в том числе путём информирования/обучения руководителей и представителей учредителей на предмет доступа к информации и её раскрытия.
Документ был подготовлен в рамках проекта „Укрепление демократического правового государства: вклад гражданского общества”, реализуемого Transparency International-Moldova при финансовой поддержке посольства Нидерландов.