|
|
Дионис Ченуша | |
Второй тур выборов в муниципии Кишинёв, предстоящий 3 июня 2018 года, покажет, отдаёт ли население приоритет геополитическим линиям разлома или предпочитает голосовать за наиболее убедительные решения для развития города. Охватывающее не менее 23% населения страны (2017 – 820.500 человек из 3,5 миллиона), голосование в столице считается крайне важным для оказания влияния на будущую внутреннюю и внешнюю ориентацию Молдовы.
По сравнению с другими регионами страны, этническая структура Кишинёва более неоднородна, и русский язык используется широко, наряду с преобладающим румынским языком. Результаты переписи 2004 года свидетельствуют о значительном присутствии этнических групп. Среди 34 административных единиц (без приднестровского региона) этническое разнообразие Кишинёва помещает его на пятое место, после АТО Гагаузия, Тараклии, муниципия Бэлць и Окницы, где доля молдаван/румын составляет от 5 до 57%. Хотя этнический состав Кишинёва эксплуатируется политическими силами для использования геополитического дискурса, на протяжении 27 лет независимости на местных выборах в столице побеждали только прозападные политики.
В рамках молдавского политического класса сохраняется убеждённость в том, что взятие столицы под свой контроль позволяет войти в большую политику, по примеру двух последних избранных примаров – Серафима Урекяна (1994–2005) и Дорина Киртоакэ (2007–2017). Оба использовали пост примара для продвижения своих политформирований (Альянса „Moldova Noastră” и Либеральной партии), которые, благодаря этому, получили возможность принять участие в управлении страной после 2009 года. Эти соображения всегда отвлекали внимание от разрешения насущных проблем города, увеличивая зависимость столицы от предвыборных расчётов политических сил, заинтересованных в управлении страной.
Представитель социалистов Ион Чебан и лидер Платформы DA Андрей Нэстасе станут соперниками во втором туре, после того, как в первом туре они набрали 40,9% и, соответственно, 32,1% от общего количества голосов, отданных в первом туре (около 35% или 225 919 человек), состоявшихся 20 мая 2018 года. Их электоральное поведение свидетельствует о более заметном интерес к политической повестке дня партий, стоящих за спинами кандидатов, нежели к публичной повестке дня города. При всём при этом, благодаря должности в кишинёвском муниципальном совете, которую он занимает с 2015 года, говоря объективно, Ион Чебан обладает гораздо большими знаниями о положении дел в столице, чем Андрей Нэстасе. Геополитический фактор и мобилизация электората, не определившегося в первом туре, определят имя нового примара столицы.
(Гео-) электоральные оценки
И Ион Чебан, и Андрей Нэстасе рассчитывают на поддержку столичных избирателей, которые на выборах в течение трёх последних лет отдавали предпочтение силам, ассоциируемым с Европейским союзом. Голосование на местных выборах в 2015 году и на президентских выборах в 2016 году подтвердило, что пророссийские силы испытывают трудности с получением большинства. Поэтому их победа требует высокой степени мобилизации своего электората и демобилизации проевропейских избирателей. С этой точки зрения социалистов и другие пророссийские силы всегда опережали партии, продвигающие европейский вектор. (См. Таблицу 1)
Таблица 1. Результаты предыдущих выборов в соответствии с геополитической ориентацией кандидатов и политических партий, поддерживающих кандидатов в примары столицы
Ион Чебан (пророссийский) |
Андрей Нэстасе (проевропейский) |
Президентские выборы (только избиратели из мун. Кишинёв) |
|
Игорь Додон – 181.544 |
Майя Санду – 199.515 |
Местные выборы - 2015 |
|
Силы, ассоциируемые с Россией |
Силы, ассоциируемые с ЕС |
ПСРМ – 91.983 ПКРМ – 14.901 Наша партия –18.358
Итого – 125.242 |
ЛП – 85.693 ЛДПМ – 10.487 Предвыборный блок „Юрие Лянкэ” – 33.511 ДПМ – 7.941
Итого – 137.632 |
Источник: Данные, собранные на сайте Центральной избирательной комиссии и на сайте E-democracy.md
Предел популярности социалистов в столице был подтверждён на референдуме в ноябре 2017 года, признанном недействительным из-за того, что не был достигнут минимальный порог явки (35%). За исключением президентских выборов 2016 года, социалистам удавалось привлечь на свою сторону 94.000 голосов, в том числе и тогда, когда электорат был очень недоволен работой примара и многочисленными обвинениями в коррупции. (См. Таблицу 2)
Таблица 2. Электоральные предпочтения, продемонстрированные на предыдущих выборах
|
Ион Чебан |
Андрей Нэстасе |
Референдум об отставке Дорина Киртоакэ-2017 |
93.720 |
- |
Первый тур муниципальных выборов, 20 мая 2018 г. |
91.575 |
71.803 |
Источник: Данные, собранные на сайте Центральной избирательной комиссии
Сразу же после первого тура ряд партий заявили, что они поддержат кандидатуру Андрея Нэстасе. С другой стороны, социалист Ион Чебан пока находится в вакууме политической поддержки. (См. Таблицу 3)
Таблица 3. Список политических партий, поддерживающих одного из двух кандидатов во втором туре выборов в муниципии Кишинёв
|
Партии, оказывающие поддержку, и их результаты в первом туре |
Андрей Нэстасе |
ЛП – 8.078 ПНЕ – 10.163 НЛП – 385 |
Ион Чебан |
Ни одна |
Чтобы компенсировать этот недостаток, социалисты потратили около 322 тысяч леев в первую неделю предвыборной кампании перед вторым туром, по сравнению с всего 5 леями, о которых отчитался Андрей Нэстасе. Ион Чебан также пытается отвлечь внимание общественности от отсутствия у него политической поддержки за счёт своей большей заметности, в связи с отказом Андрея Нэстасе участвовать в инициированных ПСРМ дебатах.
Любое появление рядом с соперником может нанести удар по популярности Нэстасе. До мая 2018 года он имел мало общего с делами примэрии и фокусировался главным образом на укреплении непарламентской оппозиции. Поэтому Нэстасе практически вынужден скрывать эти свои недостатки, игнорируя непредсказуемые встречи с Чебаном.
Ставки политических партий
Для крупных партий, как тех, кто участвует во втором туре, так и тех, кто лишь за ним наблюдает, выборы в столице имеют дополнительную важность в свете парламентских выборов 2018 года.
В случае победы социалисты укрепят свои позиции в столице, от которой, в соответствии со смешанной избирательной системой, по одномандатным округам будут избраны 11 депутатов будущего парламента.
Если будущим примаром станет кандидат от Платформы DA, то партия сможет использовать этот успех, чтобы сплотить свой электорат и повысить популярность партии на национальном уровне. Тем самым может быть достигнут баланс в рамках общественной поддержки сил, представляющих непарламентскую оппозицию, где после президентских выборов ноября 2016 года преимущество имеют Майя Санду и ПДС.
У демократов во втором туре, после того, как Сильвия Раду выбыла из предвыборной гонки, нет выгодного для них кандидата. В то же время, они отказались публично поддержать одного из кандидатов во втором туре, хотя в первом туре они активно поддерживали идею выдвижения единого кандидата проевропейских сил.
С тактической точки зрения, ДПМ сможет извлечь выгоду из победы любого из двух кандидатов. Так, переход примэрии под контроль социалистов станет катализатором геополитической риторики в преддверии парламентских выборов 2018 года. В условиях электората, переживающего приступ истерии из-за политической экспансии пророссийских сил, демократы могли бы легче привлечь к себе неопределившихся проевропейских избирателей, а также разбавить критику со стороны непарламентской оппозиции. В то же время победа Чебана может стать полезным аргументом в попытках властей смягчить жёсткую позицию европейских институтов и продвинуть идею создания коалиции проевропейских сил ради сохранения европейского вектора.
Если пост примара Кишинёва достанется Андрею Нэстасе, то демократы также смогут этим воспользоваться. Во-первых, тем самым один из лидеров непарламентской оппозиции окажется поглощён проблемами столицы, что потребует внимания и совместных усилий партии и тех медийных ресурсов, которые поддерживают лидера Платформы DA. Во-вторых, если Нэстасе не справится со столичными делами, то он превратится в мишень для критики и потенциальный источник разочарования для избирателей в возможностях оппозиции в канун парламентских выборов, предстоящих в конце 2018 года. Не в последнюю очередь, пребывание Нэстасе на посту генпримара может быть использовано для поддержки призыва демократов к необходимости сотрудничества между проевропейскими силами.
Оба сценария могут быть использованы демократами. На данный момент аффилированная с этой партией пресса предпочитает изображать Андрея Нэстасе в негативном свете. Из этого следует, что ДПМ больше заинтересована в том, чтобы столицу возглавили социалисты, а не Андрей Нэстасе.
Вместо заключения...
Электоральные предпочтения жителей столицы больше благоприятствуют проевропейским силам, нежели пророссийским. Более заметный мобилизационный потенциал также присутствует среди избирателей с проевропейскими взглядами. Он, однако, зависит от привлекательности политформирований и их мобилизационных усилий.
Хотя социалист Ион Чебан лучше разбирается в ситуации в Кишинёве, чем кандидат от Платформы DA, имеющийся в столице пророссийский электорат выглядит малоактивным. Вместо геополитических месседжей, ограничивающих его доступ к неопределившимся избирателям, Ион Чебан поднимает более практичные темы, адресованные жителям города. В то же время Андрей Нэстасе применяет мобилизующие электорат месседжи и делает ставку на единство проевропейских сил.
У демократов, после поражения Сильвии Раду, нет фаворита во втором туре, но они могут искать для себя выгоды в любом из возможных сценариев. Однако важность геополитической риторики для парламентских выборов 2018 года превращает Иона Чебана в более удобного и предсказуемого кандидата для демократов, чем Андрей Нэстасе.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.