Геополитический прогноз для Республики Молдова. Op-Ed Анатола Цэрану

 

 

На нынешнем этапе эта румынская идентификация проще всего может произойти через подписание межгосударственного договора о братстве и об особых отношениях между двумя государствами на берегах Прута. Только так в будущих мирных переговорах и при восстановлении европейского порядка интересы Румынии и Республики Молдова не будут рассматриваться по отдельности, а представят единое целое, которое крупным геополитическим игрокам будет гораздо сложнее игнорировать...

 

Анатол Цэрану
 

Ряд экспертов в западной прессе ищут ответ на вопрос: если Трамп станет президентом США, что будет с Украиной? И со всей Европой? К этому однозначно не риторическому вопросу добавляется и неопределенность, вызванная результатами недавних европейских парламентских выборов, которые предсказывают рост влияния популистских, евроскептических и антииммиграционных партий в европейском законодательном органе. Несмотря на то, что проевропейские партии, в том числе выступающие за расширение ЕС, получили большинство мест в Европейском парламенте, ультраправые партии теперь будут иметь гораздо более весомое влияние на европейскую политику.

Двойной вызов

Признано, что европейские ультраправые партии проявляют пророссийские симпатии и по этой причине могут выступать против политики расширения ЕС, представляя тем самым опасность для евроинтеграционного курса Украины, Молдовы и Грузии. Но ещё большими осложнениями чреват случай Трампа, который в последнее время неоднократно заявлял, что в случае избрания президентом США он покончит с войной в Украине за 24 часа. Как сообщила газета The Washington Post, его миротворческий план в Украине предполагает передачу Крыма и оккупированного Донбасса России, а также замедление расширения НАТО на восток.

В этой связи многие эксперты акцентируют внимание на то, что риторика Трампа несёт в себе мощную электоральную направленность и сформулирована в соответствии с ожиданиями американских избирателей. Трампа преимущественно волнует внутренняя политика США, а во внешней политике он стремится прежде всего к выгоде для Соединенных Штатов, невзирая на договоры и обещания, которые страна имеет со своими союзниками. Из этой логики вытекают предупреждения о возможном выходе США из НАТО, причем Трамп аргументирует свою позицию следующим образом: „Пока нам выгодно помогать, мы помогаем. Как только мы поймем, что это невыгодно, мы выйдем из этой истории и не будем связывать себя мыслями о том, что мы что-то должны или что-то обещали”.

Не всё зависит от президента

Несмотря на это, опасения по поводу политики Трампа в отношении НАТО и Украины могут быть преувеличены, - поясняют некоторые американцы. После победы на выборах 2016 года от Трампа уже ждали радикальных изменений в отношениях с Украиной, но тогда этого не произошло. Как и вопреки всей значимости результатов президентских выборов в США, вопрос о большинстве в Конгрессе будет не менее важным. В американской политической системе не всё зависит от президента. В качестве примера можно привести нынешнюю ситуацию, когда при президенте-демократе его партия имеет большинство только в Верхней палате (Сенате), а вот республиканцы контролируют Палату представителей. Известно как отсутствие полного контроля над Конгрессом долгое время мешало президенту Байдену выделить Украине пакет военной помощи в размере 60,8 миллиарда долларов, поскольку республиканцы около полугода блокировали принятие законопроекта.

Вопреки жестокому нападению России на Украину, жители Европы, в особенности Центральной и Восточной Европы, сегодня чувствуют себя в безопасности. Они доверяют НАТО как возглавляемой Соединенными Штатами организации, и потому воспринимаемой в Москве как грозный противник. Но в то же время заявления Дональда Трампа о приверженности США своим обязательствам в рамках НАТО побуждают многих восточноевропейских политиков, дипломатов и экспертов задаваться вопросом, что будет с их странами, если Дональд Трамп победит на предстоящих президентских выборах в США в ноябре 2024 года?

Но и проблема для Кремля

Правда, из-за его непредсказуемости некоторые эксперты рассматривают победу Трампа на выборах как потенциальную проблему для Кремля. В качестве аргумента в пользу такого вывода приводится одно из недавних заявлений Трампа о том, что если бы он был президентом США в 2022 году, то приказал бы бомбить Москву в ответ на масштабное вторжение России в Украину. Наверное, такие подходы со стороны Трампа побудили Путина говорить о Байдене и американских демократах, как о более предпочтительных для России партнёрах по политическому диалогу, в ущерб Трампу и республиканцам из-за риска непредсказуемости последних.

В странах Восточной Европы ощущается повышенная обеспокоенность из-за вероятного ослабления обязательств Вашингтона перед НАТО, что может привести к усилению империалистических аппетитов России в отношении суверенитета народов этих стран, которые обрели гарантии своей безопасности под зонтиком Евроатлантического альянса. Что значит быть вне НАТО и каким опасностям подвергаешься, наглядно демонстрирует новейшая история Украины, Грузии и Республики Молдова, - первые два государства на собственном опыте испытали российскую военную агрессию, а Республика Молдова находится в списке ожидания российского военного вторжения.

ЕС ищет новые формы

Даже если эти три постсоветских государства не защищены НАТО напрямую, функциональная логика этого объективного оборонительного союза ограничивает гегемонистские устремления Москвы. Но эта логика рискует быть подорванной с приходом Трампа на пост президента США. Вашингтон может тогда оказаться неспособным проводить решительную внешнюю политику противостояния империалистической политике России. В этом случае, вероятно, в геометрической прогрессии возрастут риски для суверенитета Республики Молдова и для сохранения её политического курса на интеграцию в пространство европейской цивилизации.

Опасность ослабления роли США в НАТО обострила дискуссию о необходимости объединения народов Европы в сообщество наций с качественно новой степенью сотрудничества в области безопасности, внешней политики и обороны, по которой они пока имеют неудовлетворительный опыт. Через предоставление Украине, Молдове и Грузии статуса кандидатов в члены ЕС сообщество оказалось косвенно вовлечённым в территориальные конфликты в этих европейских странах с Россией. В этих обстоятельствах страны ЕС приступили к поиску новых форм сотрудничества в гарантировании безопасности своих партнёров, в том числе практик, когда с начала 2024 года всё больше европейских государств заключили с Украиной двусторонние соглашения о безопасности. Также было подписано соглашение о партнёрстве ЕС в области безопасности и обороны с Республикой Молдова.

Межгосударственный договор о братских отношениях

В то же время на данном этапе нет уверенности в том, что эти меры безопасности достаточны для того, чтобы умерить агрессивные устремления Москвы. По крайней мере, из сформулированных Путиным заявлений следует, что Москва может согласиться на мирные переговоры по Украине только при условии аннексии оккупированных российской армией в этой стране территорий, а также ограничения прав постсоветских государств на вступление в НАТО и ЕС. По сути, Москва требует признания международным сообществом своих предпочтений в отношении геополитического доминирования на постсоветском пространстве в качестве условия для установления мира в Украине.

Феномен Трампа в политике США, а также рост ультраправых в политике ЕС создают определенную полосу ожиданий, благоприятствующую российским интересам на предстоящих переговорах по миру в Украине. С этой точки зрения перспективы развития Республики Молдова имеют ярко выраженную уязвимость, которой угрожает удерживание молдавского государства в геополитической зоне влияния Москвы, в вотчине русского мира. Как уже не раз бывало в прошлом, за зачастую иллюзорный успех в преодолении войны могут заплатить интересами таких мелких игроков, как Республика Молдова. Единственным спасением является категорическое отмежевание от русского мира путём как можно более тесной и глубокой идентификации Республики Молдова с румынским миром, с Румынией. На нынешнем этапе самым простым способом добиться такой румынской идентификации было бы подписание межгосударственного договора о братстве и об особых отношениях между двумя государствами на берегах Прута. Только так в будущих мирных переговорах и при восстановлении европейского порядка интересы Румынии и Республики Молдова не будут рассматриваться по отдельности, а представят единое целое, которое крупным геополитическим игрокам будет гораздо сложнее игнорировать.


 
Анатол Цэрану
доктор исторических наук, политический коментатор

IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.