(Гео)политическая поляризация Грузии и Молдовы и ставки для ЕС и России. Анализ Диониса Ченуша

 

 

Как в контексте Грузии, так и Молдовы Россия пытается сдвинуть позиции ЕС и (воз)обновить стратегические преимущества, воспользовавшись ошибочными расчетами стремящихся остаться у власти одноцветных правительств Грузии и Молдовы...

 

Дионис Ченуша, Старший обозреватель
 

Под влиянием предвыборных расчётов на 2024 год динамика политических процессов в Грузии и Молдове обретает геополитическую нагрузку особых масштабов. В обоих случаях речь местных политических деятелей пронизана геополитической дилеммой в связи с внешней направленностью. Даже если европейский вектор поддерживается большинством населения двух стран (Грузия: 86%; Молдова: 48% - 54%), а ЕС предоставил им статус страны-кандидата в 2023 году, (гео)политические поляризации оказывают значительное давление на их европейскую повестку дня.

Любой сценарий внешней переориентации этих стран на Россию маловероятен в нынешних условиях, но становится все более заметным, что движение в сторону ЕС будет отмечено влиятельными „гибридными” деятелями. В то время как европейская траектория Грузии нарушается элементами местного олигархического режима (Бидзина Иванишвили), в Молдове дестабилизирующие деятели происходят из открыто пророссийской оппозиции (считающейся авангардом „пятой колонны”), возглавляемой беглым Иланом Шором. Политические соперники европейской повестки дня в Грузии и Молдове обращаются к евроскептическому дискурсу и яростно продвигают национальный суверенитет в ущерб европейскоого вектора.

ЕС и Россия - разные подходы

Подходы ЕС, с одной стороны, и России, с другой, диаметрально противоположны по отношению к Грузии и Молдове. Оказанием безоговорочной политической поддержки нынешнему молдавскому правительству Брюссель рискует нанести ущерб своей репутации, поскольку упускает из виду различные отклонения от европейской передовой практики. К ним относятся проблемы в разделе „хорошее управление” (провал конкурса по отбору генерального прокурора и т. д.), недостатки в управлении общественным имуществом (подозрения в дирижировании аукционов) и т. д. В отличие от толерантного подхода к ситуации в Молдове, европейские учреждения крайне резко реагируют на политические события в Грузии, где правительство намерено ввести законодательные положения, которые могут заклеймить позором гражданское общество, чья деятельность получает западное финансирование. Как дипломатическая, так и законодательная ветви ЕС предупредили Тбилиси, что принятие ограничительных норм против неправительственных организаций противоречит европейским перспективам южно-кавказской страны (Европейский парламент, апрель 2024).

С другой стороны, Россия пытается воспользоваться ситуацией в этих двух странах Восточного партнерства. Москва поддерживает пророссийские молдавские силы политическими, медийными и финансовыми средствами (идея субсидий для пенсионеров Гагаузии и т. д.). Геополитическая поляризация в Молдове благоприятствует России в преддверии президентских выборов и референдума в 2024 году. Россия выигрывает и от увеличивающегося разрыва между грузинским правительством и его гражданскими и оппозиционными политическими оппонентами. Отсутствие политического диалога еще больше подрывает сплоченность внутри Грузии и замедляет или даже блокирует демократические преобразования и европеизацию страны.

Грузия - сравнение с Россией из-за неприсоединения к ЕС

Правительство Грузии продвигает закон о “прозрачности иностранного влияния”, который представители гражданского общества и политической оппозиции называют “российским законом”. Ни ЕС, ни США не удалось убедить власть в Тбилиси („Грузинская мечта”) отказаться от законопроекта. После введения Брюсселя в заблуждение в 2023 году грузинское руководство больше не имитирует намерение принять этот закон, который окажет давление на неправительственные организации, большинство из которых работают благодаря европейским или американским фондам.

Законопроект предусматривает, чтобы НПО, получающие более 20% финансирования из-за рубежа, были зарегистрированы как „организации, преследующие интересы иностранного влияния” (Фонд им. Фридриха Науманна, апрель 2024). Это может подвергнуть их чрезмерному контролю и штрафам в размере около 9 000 долларов за нарушение правил. Хотя под действие этого закона подпадает практически любое НПО, чья работа оплачивается из иностранных источников, внимание правительства в основном сосредоточено на тех организациях, которые участвуют в политических процессах. Речь идет об организациях гражданского общества, которые наблюдают за ходом выборов, за управлением (реформы, борьба с коррупцией, европейская интеграция), внешней политикой и т. д. Более того, некоторые из этих НПО, хотя и работают в Грузии, осуществляют аналогичные проекты в Армении и Азербайджане.

В своей резолюции от 25 апреля Европарламент предупредил правительство Грузии, что в случае принятия закона против Иванишвили будут применены индивидуальные санкции. Помимо того, что спорный закон подрывает статус страны-кандидата, противоречивый закон может отрицательно повлиять на безвизовый режим с ЕС. Представители НПО, молодежь, а также политическая оппозиция (на второстепенном фоне) понимают риски для нормального функционирования гражданского общества (финансовая стабильность и политическая независимость) и для европейского курса страны. Поэтому протестное движение массивно. Подобный закон при вступлении в силу может приблизить Грузию к авторитарным практикам России и Азербайджана. Кстати, косвенными бенефициарами этого закона станут режимы Владимира Путина и Ильхама Алиева. „Автократизация” Грузии отдалит её от Запада, как от ЕС, так и от НАТО (США), что является стратегическим достижением для Москвы без какого-либо прямого вмешательства. Наконец, установление жесткого режима в отношении гражданского общества в Грузии приведет к его оттоку в изгнание (скорее в Европу, чем в Армению). Традиционная роль Грузии как центра демократизации на Кавказе будет заторможена.

Молдова – тактики пророссийских сил

Риск того, что президентские выборы и осенний референдум станут мишенью для российских вызовов, неминуем. С одной стороны, Москва видит привлекательную геополитическую возможность, поскольку посредственные социально-экономические показатели правительства снизили степень своей легитимности в обществе. Уязвимость усугубляется намерением правительства совместить президентские выборы с конституционным референдумом, чтобы облегчить переизбрание президента Майи Санду. Хотя эта избирательная технология может дать преимущества Партии „Действие и солидарность”  (ПДС - PAS), совмещение выборов с референдумом может мобилизовать голоса как противников Санду, так и евроскептиков (и сторонников Евразии) благодаря двойному эффекту взаимного заражения.

С другой стороны, России удалось значительно разнообразить своё политическое влияние в Молдове. Параллельно этому, помимо умеренных пророссийских сил, представленных социалистами и Игорем Додоном, Москва радикализирует политические группы, связанные с Иланом Шором, которые либо объявлены вне закона, либо не допущены к участию в местных выборах 2023 года. Возглавляемые Шором „радикальные” элементы позволяют Москве разбалансировать правительство в Кишиневе, которое вынуждено принимать непропорциональные меры для обеспечения национальной безопасности. В то же время действия властей, не соответствующие действующему законодательству, как конфискация денег, не превышающих установленный законом лимит (около 10 000 евро на одного человека), привезенных из Москвы людьми, связанными с Шором, могут умножить число недовольных. На этом фоне „умеренные” политические элементы, связанные с Игорем Додоном, нормализуются, поскольку общественность ищет терпимые альтернативы, противостоящие преследуемой властью цели - обновлению мандата Майи Санду.

Давление, которое будет оказываться через группу Шора, станет более изощренным. Высокая степень вовлеченности граждан в клиентелистские отношения с Шором в обмен на вознаграждение („политический подкуп”) сохранится благодаря высокому уровню бедности и высокой терпимости общества к явлению коррупции. В то же время в Молдове в преддверии гибридных действий правоохранительные органы неизбежно станут более репрессивными и агрессивными. Это может повлечь за собой нежелательные политические издержки для власти, что негативно отразится на популярности европейского вектора накануне референдума.

Вместо выводов...

Как в грузинском, так и в молдавском контексте Россия пытается потеснить позиции ЕС и (воз)обновить стратегические преимущества, воспользовавшись просчётами одноцветных правительств Грузии и Молдовы, стремящихся остаться у власти. Так, создание правовых механизмов для подавления гражданского общества в Грузии или непропорциональная реакция правительства в Кишиневе на уязвимые социальные группы, вовлеченные в политические игры пророссийскими силами, могут отравить европейскую повестку дня. Наконец, политическая разобщенность и в масштабах общества этих стран послужит интересам России и может еще больше осложнить расширение ЕС на восток.


 
Дионис Ченуша, Старший обозреватель
Дионис Ченуша является политологом, исследователем в Университете им. Юстуса Либиха в Гисене, выпускником магистратуры по Междисциплинарным политическим исследованиям в Колледже Европы в Варшаве.
Области исследований: Европейская политика добрососедства, отношения ЕС–Молдова, внешняя политика ЕС и России, миграция и энергетическая безопасность. 
Следите за Дионисом Ченуша в Twitter

IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.