Генеральная прокуратура обратилась к международным структурам с просьбой проанализировать, в какой мере законодательные изменения, предложенные парламентом Республики Молдова, которые касаются процедур привлечения к дисциплинарной ответственности и оценки эффективности генерального прокурора и изменения состава Высшего совета прокуроров, соответствуют европейским стандартам в этой сфере, передаёт IPN со ссылкой на пресс-релиз Генеральной прокуратуры.
Генпрокуратура обратилась к международным структурам с просьбой озвучить их позицию о недопустимости политического давления на учреждение. Кроме того, Прокуратура призывает международные структуры высказаться по вопросу независимости прокуроров в Республике Молдова в свете законодательных изменений, внесённых в Закон о прокуратуре и затрагивающих оценивание генерального прокурора и дисциплинарную процедуру в отношении него, а также изменение состава ВСП.
Генеральная прокуратура также призывает международные организации высказать свою позицию в связи с необоснованностью той поспешности, с которой вносятся значительные изменения, которые меняют рамки полномочий генпрокурора, а также на предмет необходимости запросить мнения специализированных структур (Венецианской комиссии, Консультативного совета европейских прокуроров) перед принятием этих изменений в окончательной редакции.
В обращении содержится и просьба высказать мнение по поводу ущемления независимости учреждения в результате введения для генпрокурора обязанности отчитываться перед политическими органами власти по отдельно взятым уголовным делам, получать от них оценки и рекомендации по расследованию конкретных уголовных дел, находящихся в производстве. „Но в рамках конституционного сотрудничества генеральный прокурор имеет право выступать, наряду с другими учреждениями из сектора правосудия, лишь с целью озвучить свою основанную на экспертном анализе точку зрения / мнение по правовым проблемам, политике в области уголовного законодательства или мерам по предупреждению преступных явлений для выработки предложений и рекомендаций на основе консенсуса”, - отмечается в пресс-релизе Генпрокуратуры.
Генеральная прокуратура выступает за то, чтобы все реформы, в том числе и введение оценочного механизма, проводились строго в рамках законности, с обеспечением принципа разделения властей, основанного на честном диалоге и взаимоуважении, чтобы общество имело уверенность в том, что за всеми принимаемыми мерами стоят добросовестные цели.
По мнению Генпрокуратуры, законопроект, поддержанный парламентом в первом чтении, был разработан в неоправданно срочном режиме, из-за чего возникло ощущение, что его целью является установление политического контроля над деятельностью системы Прокуратуры, и что подлинный интерес, стоящий за продвижением механизма оценки, заключается в отставке действующего генпрокурора.
13 августа парламент поддержал проект по внесению изменений в Закон о прокуратуре, предусматривающий возможность оценки эффективности генпрокурора специальной комиссией и его отставки в случае выявления отсутствия результатов у его деятельности. Также 13 августа парламент проголосовал за внесение изменений в методологию избрания и назначения членов Высшего совета магистратуры и Высшего cовета прокуроров.
В пятницу, 20 августа, парламент дал неудовлетворительную оценку деятельности Генеральной прокуратуры и Национального центра по борьбе с коррупцией в плане возмещения финансовых средств, похищенных из банковской системы. Проект постановления был предложен Комиссией по вопросам права, назначениям и иммунитету по итогам анализа информации, представленной в письменном виде Генпрокуратурой, и поддержан парламентским большинством. Генеральный прокурор Александр Стояногло не явился на это же заседание парламента, в рамках которого должны были состояться парламентские слушания о результатах действий по возмещению похищенных из банковской системы финансовых средств. Депутатам было направлено информационное уведомление.