Где Приднестровье в российско-украинской войне? Op-Ed Лео Литра

«Сегодня Украина платит чрезвычайно высокую цену за мир в остальной Европе. В то же время Киев движется к победе, и еще неизвестно, как именно эта победа будет оформлена и оформлена. Однако, что должно быть ясно, так это то, что будущее мирное соглашение, помимо репараций, справедливости, как вы это называете, должно также включать урегулирование приднестровского конфликта. Процесс осмысления урегулирования уже должен идти в Киеве, Кишиневе, ЕС и США…»
---

Последствия войны России против Украины уже вышли за рамки театра военных действий. Ежедневно десятки стран страдают от перебоев, вызванных российской агрессией – будь то поставки продуктов питания из Украины, экспорт энергоносителей, высокие цены или волны беженцев, спасающихся от войны и ищущих защиты за пределами Украины. Однако в последние недели побочный эффект войны пошел еще дальше. Российские ракеты упали на территорию Молдавии и Польши, дав горькое представление о том, как выглядит повседневная жизнь миллионов украинцев. Более того, Молдова, страна, энергетическая система которой тесно переплетена с украинской, пережила кратковременный блэкаут, подобный украинскому, из-за российских ракетных ударов по территории Украины. Это произошло несмотря на то, что сейчас Молдова импортирует энергию из Румынии, а не из Украины. Но так как ЛЭП проходит через Украину, то она затрагивает и Молдову.

Руководство Кишинева, по сути, уже борется с агрессией России в Молдове. Конечно, инструменты российской агрессии не связаны с военными действиями, но все остальные элементы российской стратегии регулярно наращиваются. Просто для того, чтобы произвести впечатление, нужно выделить несколько из них. Прежде всего, это активизация спонсируемых Россией групп для организации политических беспорядков, дезинформации в СМИ и психологических операций, хакерских атак и энергетического шантажа. Поставки энергоносителей, которые Кремль использует для ослабления молдавского руководства и создания напряженности в обществе, представляют особый интерес. Политический подтекст действий Москвы очевиден, поскольку поставки «Газпрома» в Молдову каждый месяц значительно ниже контрактных объемов. «Газпром» объявил, что может сократить поставки на 56% в декабре. Эти угрозы сопровождались политическими заявлениями российских официальных лиц, обвиняющих Кишинев и Киев в том, чего они не сделали. Вдобавок к этому война действительно создала значительные трудности, связанные с энергетической инфраструктурой и поставками.

Отколовшийся регион был в планах с самого начала войны, так как рассматривался как возможное направление удара по югу Украины. Улыбки и саркастические шутки в адрес Молдовы исходили от российских агентов в Тирасполе, когда русские вели войну против Украины. Однако украинское сопротивление и решимость заставили Москву пересмотреть свои планы в отношении региона, что значительно ослабило имидж России как всемогущей и, следовательно, доверие к российской защите. О недоверии свидетельствует тот факт, что России крайне не удалось вербовать «добровольцев» в Приднестровье для борьбы на стороне России в Украине. Более того, некоторые российские контрактники в регионе постепенно сворачивали свое сотрудничество после истечения срока действия контрактов.

Регион на оперативном уровне контролируется бизнес-группой, которая начала подавать сигналы о том, что не заинтересована в войне, хотя официально тираспольская администрация продолжала запугивать в своих заявлениях, обвиняя, среди прочего, Кишинев и Киев в экономическое давление. Однако автономия управления в регионе сильно преувеличена, так как регион не мог бы существовать без спонсорской поддержки Кремля, поэтому сигналы, поступающие из Приднестровья, не стоят дорого. С конца февраля приднестровский периметр украино-молдавской границы был закрыт, что серьезно повлияло на возможность региона получать доходы от теневой экономики, например, от контрабанды. Фактически это означает, что впервые за 30 лет Молдова полностью контролирует перемещение товаров в приднестровский регион и из него, что сделало регион более уязвимым для Кишинева.

Однако трудности приднестровского региона усугубились решением России поставлять меньше газа в Молдову и, следовательно, меньше газа в регион. На протяжении десятилетий Россия спонсировала регион, поставляя газ, за который Тирасполь никогда не платил. Это было реальной проблемой для Кишинева, поскольку он увековечивал режим, но это было и преимуществом, поскольку он считал, что Кремль не посмеет перекрыть газ Молдове, потому что это означало бы принести в жертву Приднестровье. Тем не менее, Россия решила наказать Молдову за ее позицию в отношении войны России против Украины, что также сделало приднестровский регион очень уязвимым.

Не вдаваясь в подробности, до начала декабря последние пару месяцев Приднестровье производило электроэнергию только для собственного потребления и поэтому серьезно страдало от денежных потоков, которые раньше зарабатывали, продавая электроэнергию в Молдову. Несколько дней назад Молдова заключила новую договоренность с администрацией Тирасполя о снабжении страны электроэнергией в обмен на разрешение региону использовать газ, поставляемый «Газпромом». Сделка между ними, с одной стороны, держит регион на плаву в финансовом отношении. С другой стороны, это делает энергоснабжение стабильным, независимо от ракетных обстрелов Украины, и значительно более дешевым, что должно облегчить бремя платежей для населения Молдовы. К сожалению, Молдова пока не готова рассматривать этот кризис с другой точки зрения, поскольку обстоятельства вокруг Приднестровья сильно отличались от сегодняшних. Однако энергетическая независимость значительно возросла, так как правый берег не будет получать поставки от «Газпрома», по крайней мере, в ближайшие месяцы.

Казалось бы, что рано говорить о будущем Приднестровья после войны, но можно было видеть, насколько существенно меняется ситуация в регионе. Менее чем через год Приднестровье уже не в состоянии продолжать свои контрабандные схемы, импортно-экспортная деятельность находится под контролем кишиневских властей, а имидж России тускнеет. Все эти изменения заставляют нас задуматься о том, что если регион вообще останется без финансирования из России? А также, что будет с регионом, когда Россия проиграет войну?

Этой зимой Молдова ломает свою энергетическую зависимость от России, хотя цена этого очень высока для населения и болезненна практически для всех. На другом берегу Днестра, в Тирасполе, администрация утверждает, что Молдова и Украина создали «блокаду» региона и воруют его газ — этот нарратив также используется Москвой для оправдания своих действий. Тот факт, что Молдова готовится к зиме без российского газа, является отличным инструментом для того, чтобы обезвредить российскую энергию и стратегическое мышление, которого не хватало с момента обретения независимости. Никогда ранее Молдова не располагала запасами газа на два месяца вперед. Это также позволяет Кишиневу более громко говорить об истинных причинах роста цен на энергоносители, а также участвовать в кампаниях «назови и опозорь», влияющих на имидж России и уменьшающих влияние России в Молдове, в том числе в Приднестровском регионе. Но главное, готовность Кишинева с запасами газа делает маловероятным российский газовый шантаж, поскольку Россия не достигнет своих целей.

Региону и процессу заселения, за небольшими исключениями, не уделялось внимания и интереса последние 30 лет. Однако, как показывает текущая война, в будущем она может стать инструментом давления, как на Украину, так и на Молдову. Теперь есть контекст для решения вопроса урегулирования конфликта.

Сегодня Украина платит чрезвычайно высокую цену за мир в остальной Европе. В то же время Киев движется к победе, и еще неизвестно, как именно эта победа будет оформлена и оформлена. Однако, что должно быть ясно, так это то, что будущее мирное соглашение, помимо репараций, справедливости, как вы это называете, должно также включать урегулирование приднестровского конфликта. Процесс осмысления урегулирования уже должен происходить в Киеве, Кишиневе, ЕС и США. Как показывает история, искусственно созданные режимы имеют свойство очень быстро и болезненно рушиться. Вот почему Молдова должна быть готова к возможному распаду региона. Как ни крути, но практически все население области имеет молдавские паспорта. Главным приоритетом должно быть предотвращение социального коллапса в сочетании с плавным и мирным урегулированием конфликта. Пока неизвестно, насколько подготовленными будут молдавское правительство и международное сообщество, когда это произойдет.
---

Лео Литра – старший научный сотрудник Центра Новой Европы (NEC, Кyiв).


---

Этот Op-Ed опубликован в рамках проекта «Повышение уровня информированности и понимания вопросов безопасности и обороны Республики Молдова», реализуемого Институтом европейской политики и реформ (IPRE) и Фондом Фридриха Эберта в Молдове в партнерстве с Zonadesecuritate.md и медиаплатформы Zugo.md, а также в результате партнерства IPRE с IPN в рамках проекта «Мы и Европа», поддерживаемого Фондом Конрада Аденауэра. в Республике Молдова.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.