Гагаузский сепаратизм: уже не миф, ещё не реальность

Анализ: В условиях предвыборной кампании тема «гагаузского сепаратизма» перестаёт быть чисто уголовной и неизбежно приобретает политический окрас. Какие последствия несёт это для молдавского общества и для страны в целом?

«Измена родине» или «новый 37-й»?

В ближайшее воскресенье (19 октября) в Комрате пройдёт митинг в поддержку группы молодых людей из Гагаузии, которых СИБ и Генеральная прокуратура обвиняет в измене родине и совершении действий, направленных против целостности Республики Молдова. Если коротко пересказать материалы уголовного дела, то по утверждению правоохранительных органов, несколько уроженцев гагаузской столицы были переправлены в Российскую Федерацию, где на территории специальных лагерей прошли военную подготовку и научены навыкам, которые должны были применить на территории Республики Молдова «в террористических целях».

Двое из них, - Василий Мавроди и Виктор Урум, - уже были осуждены на 5 лет, правда, условно, потому,что,.удверждают, что признали свою вину и сотрудничали со слествием. А их товарищи Вячеслав Бойко и Дмитрий Кузнецов пока находятся под следствием. Ещё один, пожалуй, самый важный фигурант этого дела, объявлен в международный розыск. Речь идёт о члене Исполнительного комитета Гагаузии Анатолии Кара, который, по некоторым сведениям, скрывается в Российской Федерации. По утверждению правоохранительных органов, он причастен к вербовке парней.

Организует воскресный митинг Общественное движение «Единая Гагаузия», лидер которого Фёдор Гагауз участвует в нынешней парламентской кампании в команде Партии социалистов, и даже был включён под 6 номеров в ее предвыборный список. Боле чем вероятно, что тему защиты своих земляков на предстоящем митинге дополнят и политические нотки, соответствующие предвыборной атмосфере.

Тем более, что эти нотки уже звучали, в выступлениях других политических лидеров автономии. В частности, башкан Михаил Формузал охарактеризовал действия работников Прокуратуры и СИБа «правовым беспределом» и «новым 37-м годом». По его мнению, центральные власти специально дискредитируют регион в наказание за проведённый в феврале местный референдум, на котором большинство жителей высказалось против проводимого Кишинёвом курса на европейскую интеграцию.

«Сепаратизм» мобилизует

Тема «гагаузского сепаратизма» стала слишком громкой, чтобы её можно было не замечать и не использовать в предвыборном контексте. Для представителей левых партий это, очевидно, является поводом для критики властей, которые, «подавляют и дискредитируют провосточные устремления граждан». Правые же партии будут консолидировать своих сторонников, трактуя эту тему с другой точки зрения, - как покушение на суверенитет и европейское будущее страны.

В этих условиях детали и правовые аспекты судебного разбирательства отходят на второй план. История с молодыми гагаузами неизбежно перейдёт, а, вернее, уже перешла из юридической области в политическую. «Гагаузский сепаратизм» запущен в маховик предвыборной пропаганды.

Ещё одна страшилка

Политизация этой темы может иметь последствия, идущие намного дальше 30 ноября. Здесь уместно вспомнить самые известные, можно сказать, классические темы, присутствующие в общественных дискуссиях на каждых республиканских выборах, - название государственного языка, ущемление русскоязычных, трактовка исторических событий и т.д. Граждане в своей повседневной жизни сталкиваются с этими проблемами несоизмеримо реже, чем читают о них в СМИ. Людей гораздо больше волнуют цены на прилавках, доступность медицины, качество дорог, нежели то, что на самом деле произошло в 1812-м или 1918-м году. И лишь медиатизация делает их делом «принципиальной важности».

Похожая история может произойти и с «гагаузским вопросом». Невозможно утверждать, что в автономии нет людей, которые желают отделения от Молдовы. Возможно также, что повышенное внимание СИБа и Прокуратуры к молодым людям из Комрата не лишено оснований. Но проблема в том, что акцентируя внимание на теме сепаратизма в погоне за голосами избирателей, политики его материализуют в головах жителей всей Молдовы. Тот же языковой вопрос, казалось бы, и не проблема вовсе, а, скорее, страшилка на службе у политиков. Тем не менее, эта страшилка влияет на нашу жизнь, и в этом смысле, она реальна.

Гагаузский сепаратизм уже трудно назвать мифом. Потому что уголовное дело – настоящее. Потому что солидарность гагаузов с осужденными – настоящая. Потому что угроза антигагаузских настроений в молдавском обществе – тоже настоящая. Пока это реальность на уровне мыслей и суждений, которая дальше митингов и бытовых споров не выходит. И дай, Бог не выйдет.

Вячеслав Крачун, для IPN

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.