Гагаузия и Секейский край: сотрудничество или антирумынская игра?

Анализ IPN: Автономно территориальное образование Гагаузия Республики Молдова  налаживает отношения с уездами Румынии. Однако особенностью сотрудничества является то, что в качестве партнёров оказываются преимущественно венгероязычные регионы страны. Являются ли новые связи Комрата обычным межрегиональным сотрудничеством или  мы становимся свидетелями международной политической игры, в которой стороны пытаются защитить свои а, возможно, и продвигать другие интересы?

Особенные партнёры

Гагаузия и уезд Харгита Румынии готовятся подписать соглашение о сотрудничестве. Как сообщают в исполнительной власти Комрата, в настоящее время документ ожидает  своего согласования с профильными структурами в Молдове и Румынии. Для Гагаузии подобного рода связи с регионами других стран уже стали традиционными. Стандартный формат таких отношений, исходя из содержания соглашений - это партнёрство в экономической, социальной и культурно-гуманитарной сферах.

Однако, в случае Румынии такое сотрудничество, похоже, может иметь и иной аспект. Дело в том, что особенностью уезда Харгита является его преимущественно венгерское население или, как они себя именуют - секеи. В этой административной единице доля венгероязычного населения  составляет 85%, - самый значительный показатель из всех румынских уездов. Соседний с Харгитой уезд Ковасна, где доля венгров составляет 73% также рассматривается властями Гагаузии в качестве потенциального партнёра для сотрудничества. Эту информацию сообщил для IPN башкан Гагаузии Михаил Формузал.

Если проследить историю возникновения интереса гагаузов к венграм Румынии, то можно выяснить, что инициатива этих отношений исходила от румынской стороны. И, что самое важное, прозвучала она от представителей Секейского края – самопровозглашённого территориального образования в Трансильвании, которое не признаётся  официальным Бухарестом. Так, ещё  августе 2012 года в адрес властей Гагаузии поступило письмо, подписанное мэром г. Тыргу-Секуйеск Бокором Тибором и председателем местного Секейского совета Биро Левенте. Авторы обращения приглашали руководство Гагаузской автономии, дословно, «к налаживанию экономического сотрудничества и обсуждению принципов территориальной автономии».

Из истории «венгерского вопроса»

Следует отметить, что территориальная автономия является ключевой целью в деятельности определенной части венгерской общины Румынии. До 1918 года данный регион входил в состав Венгрии. В 1920 году был подписан Трианонский договор, который закрепил переход Трансильвании в состав Румынии. После этого произошли перипетия Второй Мировой войны, когда Трансильвания попеременно переходила под юрисдикцию Будапешта и Бухареста. С тех пор  в крае не утихала тенденции за придание венгероязычным территориям особых полномочий в составе Румынии.

В 1952 году была образована Венгерская автономная область, включившая большую часть нынешней территории уездов Ковасна и Харгита. А в 1960 году к ней присоединили часть  уезда Муреш и переименовали в Муреш-венгерскую автономную область со столицей в городе Тыргу-Муреш. В 1968 г., через три года после прихода к власти Николае Чаушеску, автономная область была упразднена в процессе административно-территориальной реформы, отменившей области и вернувшей традиционное деление Румынии на уезды. При этом была ликвидирована и венгерская автономия.

С 1990-х годов среди секеев Трансильвании активно развернулось движение за восстановление автономии в составе Румынии. 5 сентября 2009 г. в городе Одорхеюл-Секуйеск прошёл съезд представителей местных органов власти со всего региона, который провозгласил создание автономии Секейского края, в который вошла большая часть территории уездов Харгита, Ковасна и Муреш. Центральные органы власти Румынии назвали принятые на нём решения антиконституционными.

Визит не «в конституционном поле»

Когда в СМИ появилась информация о том, что власти непризнанного Секейского края проявили интерес к сотрудничеству с Гагаузией, официальные власти Румынии не замедлили отреагировать. В частности, посольство Румынии в Республики Молдова направило в адрес молдавского МИДЕИ письмо (копия имеется в распоряжении IPN), в котором излагалось предостережение, чтобы визит башкана Гагаузии в Румынию «прошёл в строго конституционном поле», и чтобы все официальные встречи были только с «представителями территориально-административных единиц, признанных Конституцией и законами Румынии».

Вследствие ли данного предупреждения, либо по другим причинам, но анонсированный на осень 2012 года визит гагаузской делегации в Тыргу-Секуеск неоднократно откладывался. Лишь в августе 2013-го стало известно, что Михаил Формузал всё-таки ответил на приглашение. Как стало известно, гагаузский лидер принял участие в ежегодной летней школе в городе Бэиле Тушнад, в которой традиционно участвуют представители венгерских политических партий и общественных организаций, добивающихся создания в Трансильвании венгерской автономии. Формузал выступил перед участниками школы с информационной презентацией, посвященной Гагаузской автономии и истории борьбы гагаузов за самоопределение. Именно в рамках этого визита была достигнута договоренность о начале разработки соглашения о сотрудничестве между Гагаузией и уездами Харгита и Ковасна. Подчеркнём также, что официального пресс-релиза гагаузских властей по итогам визита не было. Вся информация была опубликована на ряде гагаузских интернет-ресурсах, а также российских СМИ со ссылкой на «источники в Исполкоме Гагаузии».

Венгрия не скрывает интерес

Для полноты картины добавим, что официальный Будапешт, который официально поддерживает стремления венгерской общины Трансильвании, проявляет заметную активность и в Гагаузии. За последние годы посольство Венгрии в Кишинёве профинансировало множество социальных проектов в населённых пунктах края, - от строительства котельной до капитального ремонта детского садика. Символическое значение этой помощи трактуется властями края как поддержка этим европейским государством статуса Гагаузской автономии. Это не скрывают и сами официальные представители Венгрии, которые, каждый раз приезжая в Комрат, неизменно озвучивают тезис о своей симпатии к этому региону Молдовы. 

Вообще, для Венгрии, которая в результате Первой мировой войны потеряла две трети своей территории и населения, поддержка как такового института автономии в европейских странах является частью государственной политики. Разумеется, под прицелом такой политики оказываются в первую очередь как раз те регионы с компактно проживающим венгерским населением, которые после 1920 года оказались в составе соседних с Венгрией Украины, Словакии, Австрии, Хорватии, Сербии и, конечно же, Румынии.

Межрегиональное сотрудничество против межгосударственного

Если попытаться объединить все описанные моменты в общую картину, можно сделать предположение, что те отношения, которые сейчас выстраивает Гагаузия с румынскими уездами, могут иметь подоплёку, выходящую за рамки межрегионального сотрудничества. Не станем утверждать, что сотрудничество двух сторон лишено экономического потенциала и не может быть взаимовыгодным с точки зрения развития торговых отношений. Но на данном этапе более очевидна политическая заинтересованность.

И Гагаузия и непризнанный Секейский край относятся в своих странах к числу наиболее резких противников активной политики Бухареста в Республике Молдова. Пока Румыния и Республика Молдова последовательно сближаются друг с другом, отдельные их территории предпринимают собственные шаги и добиваются собственных целей, которые несовместимы с тенденциями сближения двух близких стран. Также очевидно, что в укреплении гагаузско-секейских связей заинтересована Венгрия, а, возможно, и другие международные силы, считающие для себя выгодным создание в центре Румынии венгерской автономии и изменение унитарного устройства этой страны. К чему приведёт эта запутанная игра, и будут ли в ней победители – покажет время.  

Вячеслав Крачун, IPN

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.