ФСБ запретило молдавскому правозащитнику Вячеславу Цуркан въезд на территорию Российской Федерации

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Для свободного распространения
Кишинёв, Республика Молдова
20 февраля 2014 года

18–19 февраля 2014 года в Великом Новгороде прошла конференция «Бесплатная правовая помощь: вызовы и формы реализации» для практикующих адвокатов и юристов из Азербайджана, Беларуси, Молдовы, России и Украины.

На эту международную конференцию в качестве эксперта был приглашен молдавский адвокат, председатель международной неправительственной организации Human Rights Embassy Вячеслав Цуркан: ему предстояло читать лекции, а также модерировать часть мероприятия. Однако по прилету в аэропорт «Домодедово» (Москва) пограничники сообщили Вячеславу, что, по указанию ФСБ России, он не вправе въезжать в РФ до 16 октября 2018 года и потому подлежит высылке. Факты, послужившие причиной этого указания, сотрудники пограничной службы сообщить отказались, и предложили обратиться в Посольство России в Кишиневе с просьбой снять установленный ФСБ запрет на въезд в страну.

Далее у Вячеслава Цуркан изъяли паспорт и попросили его расписаться в протоколе о высылке из России, после чего, не разрешив пройти в транзитную зону для возвращения домой, попросили следовать за сотрудником погранвойск.

Далее правозащитника противоправно задержали и водворили в помещение, которое в народе называют «КПЗ», где содержали с 11.00 до 23.30 16 февраля 2014 года. На момент помещения в эту комнату Цуркан В., как и другие находящиеся там лица (от 35 до 60 человек единовременно на площади порядка 20 кв. м), не знал, сколько времени ему предстоит пробыть в заключении. Помещение, о котором идет речь, называют «комнатой для депортированных пассажиров», оно расположено на первом этаже аэропорта «Домодедово».

«Водворение в эту комнату, согласно международным правовым нормам, может быть квалифицировано как незаконное лишение свободы, а условия содержания в ней — как форма пыток, — считает адвокат Вячеслав Цуркан. — Все это в совокупности представляет собой нарушение статей 3 и 5 Европейской конвенции о защите прав человека, к которой Россия присоединилась в 1998 году». По словам адвоката, всех ожидающих депортации, согласно закону, должны были препроводить в транзитную зону.  

Правозащитник отмечает, что никаких оснований для таких мер в отношении него не существует. «Я никогда и ни при каких обстоятельствах не нарушал законов РФ, на меня ни разу в жизни — ни в Молдове, ни, тем более, в России — не составляли даже протокола, — говорит Вячеслав Цуркан. — Полагаю, запрет на въезд в Россию — это месть ФСБ России за то, что я вел и веду дела в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) против России в защиту детей из молдавских школ Приднестровского региона Республики Молдова (это жалобы: детей и их родителей из Рыбницкого лицея «Эврика»; детей из школы интерната из г. Тигина; гр. Украины Драч; бывшего председателя Тираспольского городского суда непризнанной ПМР Алимпиева; бывшего бухгалтера, военнослужащей из погранвойск  МГБ непризванной ПМР ШАПОВАЛ (ныне покойной); бывшей главы ПРБ из непризнанной ПМР - Ионовой…). Это единственно возможное объяснение происходящего, хотя я не мог и предположить, что Россия пойдет в отношении меня на подобные меры».

Об условиях содержания в «комнате для депортированных пассажиров» в аэропорту «Домодедово» (Москва)

Вячеслав Цуркан:
«Это была не комната ожидания, и не какой-нибудь зал, а обыкновенное «КПЗ», традиционный для советского РОВД. Комната площадью около 20 кв. метров, без кроватей, с несколькими стульями и двумя небольшими столами. Выйти нельзя, дверь всегда заперта. Мужчины и женщины вместе. Один туалет с одним унитазом на всех, один неработающий душ. Вода — в большой пластмассовой бутылке, налитая самими задержанными из-под крана в туалете — мутного цвета, с неприятным запахом. Стакан для воды одноразовый, тоже один на всех. Большинство задержанных пили только сок из пакета «тетрапак» (200 г), который за 12 часов пребывания в этом помещении выдали два раза. Дважды за это время все находящиеся в «комнате для депортированных пассажиров» получили и еду: это были порции, которые выдают пассажирам во время полетов. Курили задержанные в туалете.

На протяжении 12,5 часов, которые я провел в этом помещении, количество людей менялось: минимум было 35 человек, максимум 60. Периодически в комнате было столько людей, что не то, что присесть, стоять было тесно! Там были граждане всех стран СНГ, кроме Латвии, Литвы, Эстонии и Грузии. Некоторые задержанные находились в «комнате» несколько дней, некоторые — несколько месяцев... С их слов, одного человека до недавнего времени содержали там более года. Часть из задержанных в этом помещении однозначно подпадают под действие Конвенций ООН, направленных на защиту прав беженцев. Однако они произвольно были лишены этого права.

Входная дверь была оббита железом и запиралась снаружи. Ее не открывали в ответ на требования содержащихся в ней людей, даже если это была просьба о медицинской помощи. Очевидцы рассказали, что 14 или 15 февраля 2014 года в этом помещении потеряла сознание 16-летняя девушка, приехавшая из Армении или Азербайджана. Задержанные около получаса стучали в дверь, требуя врача, после чего охранники отреагировали и вынесли пострадавшую в коридор, где она до прихода врача лежала без сознания еще 20–30 минут.

Каждый чувствовал себя в этой ситуации как бесправный заключенный с совершенно неясным будущим. Но никто из содержащихся в этой камере не был задержан за преступления.

Когда помещение освобождалось настолько, что можно было свободно передвигаться, я фотографировал и снимал видео, которое приложено к этому пресс-релизу. Несколько раз, когда сотрудники миграционной службы и пограничники открывали дверь, я говорил им, что содержание людей в таких условиях уголовно наказуемо, что это произвольное лишение свободы и форма пыток. В ответ сотрудники, охранявшие вход, говорили остальным задержанным: «Все нормально, это просто комната ожидания для пассажиров. Надо ждать вылета домой». При этом пограничники отказывались вернуть паспорта. Также они отказались выдать копию документа, подтверждающего время нахождения в «комнате для депортированных пассажиров».

На самом деле, согласно закону, всех задержанных следовало поместить в транзитную зону, а не в эту тюремную камеру. Даже с осужденными так обращаться нельзя, поскольку такое обращение явно переходит порог международных правовых стандартов в области абсолютного запрещения пыток и жестокого бесчеловечного обращения.

Более того, все вышеуказанное является не только формой пыток, но и произвольным лишением свободы, и в совокупности это нарушение как статьи 3 (запрет пыток), так и статьи 5 (запрет произвольного лишения свободы) Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Россия является участницей этой Конвенции и обязана соблюдать указанные в ней положения.

Для сведения прилагаю копию выданного мне письменного уведомления от 16.02.2014 — о запрещении въезда в Россию до 16.10.2018 г. по указанию ФСБ».

Информация о конференции «Бесплатная правовая помощь: вызовы и формы реализации» (Великий Новгород)

Какая бесплатная правовая помощь оказывается в странах СНГ? С какими проблемами и вызовами сталкивается институт бесплатной правовой помощи? Какими международными стандартами регулируется предоставление бесплатной правовой помощи? Насколько применимы эти стандарты в странах-участницах конференции? Как можно повысить качество бесплатной правовой помощи? На эти и другие вопросы в течение двух дней искали ответы участники конференции — выпускники Проекта Сети домов прав человека «Международное право для защиты общественных интересов. Дистанционное обучение адвокатов правам человека», а также представители университетов различных стран, органов местной государственной власти и управления и органов адвокатского самоуправления. Подробнее об этой конференции https://www.facebook.com/humanrightsembassy?fref=ts

Проект реализуется с 2009 года в Азербайджане, Беларуси, Грузии (2009–2011 гг.), Молдове, России и Украине и призван установить связь между адвокатами из стран СНГ, предоставляя им посредством Интернета образовательные материалы по правам человека, подготовленные международными и национальными экспертами.

Проект способствует усилиям по выполнению обязательств, принятых в рамках Организации Объединенных Наций, Совета Европы и других международных организаций, для оказания поддержки по выполнению обязательств в области прав человека (ПЧ) в Содружестве Независимых Государств (СНГ). Больше информации о проекте:http://humanrightshouse.org/Projects/ILIA_RU/EHREL_RU/index.html

Дополнительная информация

Human Rights Embassy (Ambasada Drepturilor Omului/Посольство Прав Человека) является общественно-полезной, международной, неправительственной и неполитической общественной организацией, основанной на добровольном фиксированном членстве, общности интересов и принципах международного сообщества по соблюдению прав человека во всем мире.

Human Rights Embassy была создана 8 марта 2011 г., будучи официально зарегистрированной Министерством Юстиции Республики Молдова 17 мая 2011 г. (№4993), и осуществляет свою деятельность на всей территории Республики Молдова и за её пределами.

Целью Human Rights Embassy является способствование продвижению и соблюдению прав человека во всём мире.

За дополнительной информацией обращайтесь в офисы № 312, 314, этаж 3, ул. А. Пушкина №22, Кишинэу, МД-2012, Республика Молдова:

Вячеслав Цуркан, Председатель Human Rights Embassy (Ambasada Drepturilor Omului / Посольство Прав Человека). Tel/Fax: /+373 22/ 920 700; Tel/GSM/SMS: +373 69 12 60 12; Tel/GSM/SMS: +373 79 50 44 65.

www.humanrightsembassy.org; www.facebook.com/humanrightsembassy

E-mail: turcanmeister@gmail.com; v.turcan@humanrightsembassy.org

Лела Метревели, Директор Human Rights Embassy. Tel/Fax: /+373 22/ 920 700; Tel/GSM/SMS: +373 697 19 808; E-mail: l.metreveli@humanrightsembassy.org

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.