„Во всяком случае, из-за COVID-19 мы пойдем на выборы с масками и перчатками, поэтому, если мы возьмем еще с собой и прищепку, чтобы закрыть нос, то мы, безусловно, сможем проголосовать, не почувствовав дурноты. Мы будем так же надеяться, что политики, отвергнутые естественным отбором в первом туре, не нанесут вреда тем, кто пройдет во второй тур. Хотя, зачем бояться, ведь известно, что природа не терпит пустоты.”
---
Общая характеристика молдавской политической фауны
Биологическая наука успешно изучает растительное и животное царство. Религиозные лидеры и великие древние философы пришли к выводу, что человек, как венец природы или Бога, является политическим животным. Поэтому справедливо будет говорить и о политической фауне. Как у любых животных, у политиков есть инстинкты и рефлексы, которые характеризуют их - борьба за политическую власть и выживание, сопровождаемая тенденцией личного обогащения. Социальная среда, из которой они происходят и в которой развиваются, формирует политиков по образу и подобию среды обитания. Молдавское общество питается из византизма, то есть жизнь и выживание через интриги, хитрость, ненужные или легкомысленные вещи. В советский период средневековый византизм был усовершенствован в соответствии с Моральным кодексом строителя коммунизма и превращен в блат - решение проблем посредством полезных контактов для получения всевозможных преимуществ, минуя общепринятые правила и законы.
Таким образом, с учетом окружающей среды, которая их формирует, большинство молдавских политиков являются априори настоящими мошенниками. Как и любые представители фауны, молдавские политики страдают от ряда врожденных патологий, а также от некоторых очень специфических изъянов, которые проявляются непропорциональным развитием желудка, что препятствует нормальному снабжению мозга питательными веществами. Отсюда и бесконечные дискуссии о месте и роли молдавского желудочка в социально-политическом развитии.
Молдавская политическая фауна страдает и от инфекционных патологий, некоторые из которых имеют местное происхождение, другие импортируются. В любом случае, основными патогенами являются стада журналистов, политологов, политических консультантов, блоггеров, троллей и т. д., находящихся на службе у некоторых политиков и против других. Этим паразитам поручено изменить цветовой спектр, заставляя простых граждан игнорировать оттенки и воспринимать черный цвет как белый, и наоборот, в пользу политиков, которые им платят.
Категории молдавской политической фауны
Неудивительно, что после более чем четверти века жестокой политической борьбы Республика Молдова остается самой бедной и слаборазвитой страной в Европе, ее массово покидают собственные граждане. За эти годы у нас были у власти: коммунисты, социалисты, социал-демократы, либералы, либерал-демократы, христиан-демократы и всевозможные их альянсы. Они врали, совершили беззакония и / или подкупали политиков любой политической окраски, с разницей лишь в размерах.
Таким образом, учения или идеологии, разделяемые политиками, больше не могут служить нам критериями для отделения зерен от плевел. В этих обстоятельствах представители политической фауны нашли еще один способ привлечения граждан в свои сети - геополитику. Новый подход кажется прагматичным – если мы все равно не можем обеспечить гражданам достойное управление, то почему бы не использовать интересы соседей и внешних партнеров? Потому что между внешними партнерами, естественно, возникают разногласия и напряженность, представители молдавской политической фауны изучают всякую привязанность, называя эту продажность и агитацию геополитической ориентацией. Таким образом, за последние 15-20 лет появились новые ветви молдавской политической фауны - проевразийские, унионистские и проевропейские. Спор между представителями ветвей сопровождается кражами, как это было в случае известного миллиарда, и сводится к разъяснению, кто из соседей или внешних партнеров может в конечном итоге взять на себя Республику Молдова, чтобы спасти ее от краха.
Всем понятно, однако, что крах Республики Молдова может создать большие проблемы для соседей и внешних партнеров - незаконную миграцию, преступную торговлю оружием, наркотиками, органами и людьми и т. д. Поскольку соседи и внешние партнеры хотят избежать неприятностей, они вынуждены платить за сохранение Республики Молдова на плаву. Европейский союз (ЕС), США и Румыния платят миллиарды долларов за бюджетную поддержку, инфраструктурные, гуманитарные проекты и т. д. А с другой стороны, Россия приковала Республику Молдова к Приднестровью и трубопроводу Газпрома, открыв или закрыв доступ молдавской сельскохозяйственной продукции на свой рынок и тем самым уравновесив западные влияния. Как избежать геополитических спекуляций при таких обстоятельствах?
Президентские выборы и естественный отбор
Президентские выборы, назначенные на 1 ноября 2020 года, безусловно, будут очень важными, являясь неким естественным отбором трех ветвей. После президентских выборов последуют очередные или досрочные парламентские выборы, на которых победителям естественного отбора предстоит сыграть действительно очень важную роль в настройке реальной власти.
В данный момент происходит предварительный отбор, который не очень вдохновляет оптимизм. Из 48 политических партий, допущенных Центральной избирательной комиссией (ЦИК) для участия в выборах, только 11 выдвинули своих кандидатов, из них 5 формирований выдвинули единого кандидата. Никто не заблуждается в отношении кандидата Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ). Несмотря на то, что президент Игорь Додон вынужден баллотироваться самостоятельно, потому что так установил Конституционный суд, на самом деле он является неформальным кандидатом от ПСРМ.
Итак, евразийская ветвь представлена неформальным лидером ПСРМ Игорем Додоном, который одурачит своими пропагандистскими инструментами простых граждан с заявлениями о сбалансированной внешней политике и другими фейерверками, которые он использовал в своем отчете о деятельности. На самом деле, правда в том, что Игорь Додон был и остается кандидатом российского имперского фронта, а ПСРМ по-прежнему подвигает евразийский вариант, выступая за отмену Соглашения об ассоциации с ЕС и присоединение к Евразийскому экономическому союзу, как предусматривает политическая программа формирования. Недавние скандалы, в которых Игорь Додон фигурировал в качестве главного героя, делают его символом отечественного византизма, замаскированного в шахматных играх, что, похоже, не уменьшает его шансы быть переизбранным на должность главы государства.
Конечно, значительная часть электората с преимущественно проевразийскими взглядами будет приманена кандидатами от Партии „Шор” (ПШ) – Виолеттой Ивановой и кандидатом от „Нашей партии” (НП) – Ренато Усатым. Партия „Шор” создала довольно широкую сеть бенефициаров так называемых социальных магазинов, которые признают, что политики это воры, но для них важно, чтобы эти политики каким-то образом делились с ними. Естественно, что такие взгляды прекрасно вписываются в систему блата. Что касается лидера НП Ренато Усатого, то он не раз публично показывал восхищение режимом Александра Лукашенко, поэтому вписывается в тот же евразийский ряд. Конечно, лидеры трех евразийских формирований находятся в конфликте, но у них также есть много общего, чтобы объединиться, если стимулировать их в этом отношении.
Проевропейская ветвь, вероятно, будет представлена на выборах четырьмя политическими формированиями, которые разделяются между собой на антиолигархические и, соответственно, проолигархические формирования. Кандидат от Партии Pro-Moldova (ПPM) Андриан Канду считается представителем интересов экс-координатора власти Влада Плахотнюка, которого Генеральная прокуратура считает одним из главных бенефициаров кражи миллиарда. С другой стороны, кандидат от Либерально-демократической партии Молдовы (ЛДПМ) Тудор Делиу является политиком, которого нельзя упрекать ни в чем другом, кроме согласия баллотироваться от партии, возглавляемую бывшим премьер-министром Владом Филатом, который удостоился стать одной из жертв Плахотнюка, отбыв 4 года тюрьмы после абсолютно несправедливого судебного разбирательства. Тем не менее, никто не может отрицать факт принятия старым-новым лидером ЛДПМ Владом Филатом отравленных подарков от Илана Шора на сумму всего 40 млн. долларов, а не 250 млн. долларов, как заявил Илан Шор. Следовательно, две якобы проевропейские партии являются символическими лидерами олигархии и коррупции в Республике Молдова. Они оказали самую большую медвежью услугу процессу европейской интеграции страны, предоставив солидные аргументы объявленному врагу европеизации страны - ПСРМ, которая, не колеблясь, использовала их для того, чтобы прийти к власти.
Проевропейские антиолигархические партии - Партия „Платформа достоинство и правда” (ППДП) и Партия действия и солидарности (ПДС), появились, укрепились и действовали согласованно, чтобы противостоять коррумпированной олигархии. После падения режима Влада Плахотнюка, сотрудничество ППДП с ПДС испарилось, формирования стали соперниками, местами даже ожесточенными. Это сильно подпортило им имидж и авторитет. Действительно, если Игорь Додон, как утверждают лидеры двух формирований - Майя Санду и Андрей Нэстасе, является олигархом, столь же токсичным, как Влад Плахотнюк, то почему ПДС и ППДП не выступают совместно против него, как они сопротивлялись Плахотнюку? Как они могут объяснить тот факт, что буквально подарили Додону аргументы, которых он использовал, чтобы удалить их от власти в ноябре 2019 года? На самом деле, объяснение заключается в наивности, и особенно в отсутствии эффективного диалога. Необязательно было становиться византийцами, как Игорь Додон, важно иметь в виду, что их оппонент из этой категории. Поэтому необходимо было уметь эффективно общаться, как между собой, так и с потенциальными союзниками, а также с противниками. Похоже, они этому никогда не научатся.
Унионистская ветвь имеет двух главных героев - Дорина Киртоакэ, лидера Политического движения Unirea и Октавиана Цыку, лидера Партии национального единства (ПНЕ). В опросах общественного мнения (стр. 32) их рейтинг ниже избирательного порога, хотя те же опросы показывают, что число сторонников объединения Республики Молдова с Румынией растет (стр. 36), достигнув 37%! У этих двух лидеров есть большая проблема с общением, и она должна быть решена естественным отбором 1 ноября.
Дорин Киртоакэ имеет преимущество, являясь отличным оратором, в памяти унионистов он остался главным аниматором политического течения, который постепенно, в 2007 и 2009 годах, избавил от власти коммунистов столицу, а затем и всю страну. К власти пришёл Альянс за европейскую интеграцию (АЕИ), который оправдал ожидания граждан, а затем все растерял, когда стало известно о краже миллиарда. Несмотря на то, что Дорин Киртоакэ не имел никакого отношения к этим печальным событиям, теперь он платит за ошибки Либеральной партии (ЛП), входящей в АЕИ, которая в критические моменты присоединилась и обслуживала интересы олигарха Влада Плахотнюка.
В отличие от Дорина Киртоакэ, которой создал сам себя как политика, его коллега унионист Октавиан Цыку стал баловнем проевропейских партий, с помощью которых занимал высшие должности, став министром, а затем и депутатом. Это случилось благодаря его изысканным интеллектуальным качествам, даже если неоднократно показывал, что сосредоточен в основном на собственных интересах, поворачиваясь спиной к благодетелям. То есть он вписывается в византийские закономерности. К этому добавляется еще одна проблема, которую трудно игнорировать, кажется, что Октавиан Цыку неспособен обуздать боксёрские рефлексы, и с этой точки зрения он настоящий Homo Sovieticus Intolerantus.
Выводы
После описания молдавской политической фауны мы понимаем, что на президентских выборах 1 ноября у нас не будет выбора. Но мы должны это сделать. Как обычно, мы вынуждены будем выбирать меньшее зло. Во всяком случае, из-за COVID-19 мы пойдем на выборы с масками и перчатками, поэтому, если мы возьмем еще с собой и прищепку, чтобы закрыть нос, то мы, безусловно, сможем проголосовать, не почувствовав дурноты. Мы будем так же надеяться, что политики, отвергнутые естественным отбором в первом туре, не нанесут вреда тем, кто пройдет во второй тур. Хотя, зачем бояться, ведь известно, что природа не терпит пустоты.