Европейский союз, Евразийский союз и лотерейный билет, анализ IPN

Анекдот в тему: Один бедняк всё время молился Богу, надеясь, что это поможет ему вырваться из нищеты. „Господи, помоги мне выиграть в лотерею, Господи, помоги мне выиграть в лотерею”, повторял он. И так день за днём и год за годом. Пока, однажды, Глас с небес не сказал ему: „Мужик, иди и купи, наконец, лотерейный билет”. Возможно, и некоторым местным политикам следовало бы сказать: „Сделай хоть что-то для обоснования своих претензий. Например, победи на выборах, чтобы иметь возможность говорить от имени граждан, особенно в тех случаях, когда речь идёт о вопросах государственной важности... ”.
---

Всем уже вполне понятно, что через 5 дней Соглашение об ассоциации Республики Молдова с Европейским союзом будет подписано. Фактически, это было достаточно ясно, к примеру, и месяц тому назад. В любом случае, сегодня это яснее, чем когда-либо. В то же время, пик активности, местных и практических, а также „научно-практических” и „международных” акций протеста против Соглашения, проводимых некоторыми политическими силами, совпал именно с этим периодом наличия максимальной ясности в данном вопросе. В этой ситуации стоит задаться вопросом: является ли это необычное поведение просто неуместным, либо, напротив, хорошо просчитанным? И если оно просчитано, то к чему ведут соответствующие расчёты?

Возможно, некоторые из рядовых участников митингов протеста искренне верили в то, что на данном этапе ещё можно что-то осуществить из старательно выкрикиваемых настоятельных требований: „Остановите подписание Соглашения!” „Хотим в Таможенный союз!”, „Ре-фе-рен-дум!”. Однако организаторам этих акций нет оснований думать, что до 27 июня, как и в ближайшем будущем, эти лозунги могут быть реализованы, в противном случае были бы серьёзные мотивы полагать, что они не понимают, на каком свете находятся. Тому есть несколько причин:

1. Инициаторы акций, направленных против ассоциации с ЕС, осознают, что за несколько дней до своего подписания Соглашение об ассоциации не может быть отвергнуто без риска повторения в Республике Молдова „Киевского майдана” с его продолжением в виде войны в ряде регионов Украины. Это не может произойти и потому, что, в отличие от „до-майданной” ситуации на Украине, в Молдове не существует политических сил, от которых зависит подписание Соглашения и которые были бы склонны вдруг дать задний ход.

2. Соответствующим организаторам хорошо известно, что учредители только что созданного Евразийского союза - Казахстан, Россия и Беларусь - при создании этой региональной структуры с четким статусом альтернативы Европейскому союзу не провели никаких референдумов. Причём в случае этих стран речь шла не об ассоциации с определённой структурой (как это имеет место быть в молдавском случае), но о статусе членов и даже учредителей. Подразумевают ли тем самым эти молдавские политики, что режимы России, Беларуси и Казахстана недемократичны, и потому не прибегли к такому обязательному для демократии инструменту, как референдум? Или может правительства этих стран получили право определять внешний вектор развития в результате демократических, свободных и справедливых выборов? И если данные правительства обладают легитимностью, необходимой для принятия решений о более высокой ступени членства, почему отказывать в этом праве молдавским властям, в гораздо более поостом случае?

3. Хотя бы в глубине души инициаторы антиевропейских акций должны признавать легитимность правящей в Республике Молдова коалиции, дающую ей право подписать это Соглашение о, всего лишь, ассоциации, потому что она выиграла парламентские выборы не один раз, а дважды, имея проевропейскую избирательную программу. А также потому, что 3 ноября 2013 года она собрала на Площади Великого национального собрания (ПВНС) свыше ста тысяч сторонников европейского курса. Они должны понимать и то, что 10-15 тысяч человек, требующих остановить подписание Соглашения, о которых заявляют организаторы акции, не обеспечивают практически никакой легитимности, когда дело доходит до общегосударственных вопросов. Кто-то, по различным причинам, может оспорить цифру в более 100 тысяч присутствовавших на ПВНС, но, по тем же самым причинам, можно предположить, что и цифра в реальности много меньше и показывает легитимность антиевропейских акций последнего времени в реально негативном свете. Достаточно показателен в этом смысле распространяемый в социальных сетях забавный, но в то же время очень грустный видеоролик под названием „Ионел Истрати - секретное оружие ... ”

4. Кроме того, организаторы антиевропейских акций знают, что европейская демократия обеспечила проведение референдумов абсолютно во всех странах, которые присоединились к ЕС, но в них не было референдумов на этапах, предшествующих присоединению, и эта норма красноречива. В то же время не было проведено никаких референдумов, и, кажется, не скоро будет организовано подобное упражнение по выражению воли народа, в отношении СНГ, ТС, Евразийского союза и любой другой формы государственных объединений на Востоке. И тогда возникает вопрос: идти на Запад с референдумом, или на Восток - без референдума? Молдавским антиевропейцам подходят слова из другого анекдота: „Определяйтесь быстрее, господа, потому что мы проезжаем уже третью остановку... ”. Может вы скажете нам, что искать молдаванам там, где референдумы исключены или проводятся лишь под дулом автомата Калашникова, как в Крыму и на Донбассе?

5. Лидеры антиевропейского выбора осознают, что референдум относительно европейского выбора Республики Молдовы всё равно будет проведён. И, может быть, он состоится не только перед вступлением Молдовы в ЕС. На прошлой неделе лидер ЛДПМ Влад Филат впервые на таком уровне допустил возможность проведения референдума по данному вопросу одновременно с парламентскими выборами 30 ноября. „В ходе парламентских выборов в конце года народ выберет не только партии, но и желаемый вектор развития страны. В Конституции должно быть чётко указано, что Молдова имеет своей целью стать членом ЕС. Возможно, по итогам референдума, чтобы люди могли высказаться. Не исключено, что он пройдёт прямо в день парламентских выборов. Но мы ещё не обсуждали этот вопрос, он находится на стадии идеи”, уточнил лидер либерал-демократов. Напомним, что ещё в августе 2011 года Информационное агентство IPN опубликовало серию из 12 аналитических материалов, в которых привело доводы в пользу возможности и необходимости закрепления в Конституции европейского выбора Республики Молдова:

Исходя из нынешнего положения, нам остаётся предположить, что организаторы антиевропейских акций последнего времени скорее всего понимают их нынешнюю бессмысленность и в действительности преследуют более отдалённые цели.

Во-первых, это чисто предвыборные цели с прицелом на парламентские выборы конца текущего года. Резкое противопоставление восточного выбора западному видится некоторым в качестве электорального преимущества, которое позволит им мобилизовать адептов в течение длительного периода. Соответствующие политические силы уже официально заявили о начале ими избирательной кампании, что, кстати, заслуживает внимания компетентных органов, учитывая установленные Избирательным кодексом достаточно чёткич временных рамок для понятий „избирательная кампания” и „избирательный период”.

Затем, сегодняшние действия имеют поствыборные цели на тот случай, если выборы снова выиграют проевропейские политические силы, нынешние и/или другие. А силы, поддерживающие иной вариант внешнеполитической интеграции, соответственно не будут иметь ни законных прерогатив, ни легитимности для свёртывания европейского курса страны. Тогда им останется лишь путь политической и социальной дестабилизации молдавского общества. Иначе для чего им нужно так настойчиво продвигать в контексте анти-европейскости потенциально взрывоопасные идеи незаконных референдумов, федерализации страны, исключительности русского православия и т.д.?

Валериу Василикэ, IPN

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.