Европейская интеграция в конституциях государств-членов. Op-Ed Виктора Пелин

„Текст поправки к Конституции Республики Молдова, который будет вынесен на референдум, запланированный на 20 октября 2024 года, соответствует практике, принятой странами-членами ЕС во время их присоединения к упомянутому сообществу. Аргументы противников евроинтеграции, целью которых является дискредитация референдума, являются ложными...
---


Преднамеренная дезинформация или незнание?

Референдум от 20 октября 2024 года о внесении изменений в Конституцию с целью европейской интеграции мобилизует как политические силы, поддерживающие евроинтеграцию, так и тех, кто бросает вызов европейскому вектору Республики Молдова. Это нормальный процесс, когда сталкиваются аргументы за и против интеграции в Европейский Союз (ЕС). Цель состоит в том, чтобы у граждан сформировалось правильное, адекватное мнение о возможном вступлении страны в ЕС, ее сохранении в нынешнем состоянии или о вступлении в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как альтернатива для интеграции в ЕС. Противоречивые дебаты и конкуренция аргументов были бы уместными, если бы ряд политических партий не прибегали к преднамеренным действиям по дезинформации или не распространяли ложь из-за собственного незнания.

Примером преднамеренной дезинформации о европейской интеграции или распространения лжи по незнанию является деятельность Коммунистической партии Республики Молдова (ПКРМ). 28 июня 2024 года Исполнительный политический комитет ЦК ПКРМ принял резолюцию относительно конституционного референдума от 20 октября 2024 года, в которой говорится, что предложенные поправки в Конституцию являются бесполезными и абсурдными. Самый сильный аргумент ПКРМ звучит так: „Ведь ни в одной стране мира, в том числе в странах-членах ЕС, европейская интеграция не включена в конституцию”. На самом деле это большая ложь, которая может быть легко опровергнута, просто ознакомившись с текстами конституций государств-членов ЕС. Кто интересуется этим вопросом может убедиться, что высшие законы или конституционные акты в случае 23 из 27 государств-членов прямо касаются и темы вступления в ЕС, установив и соотношения полномочий между государствами и европейским сообществом.

Дезинформация, распространяемая ПКРМ, привлекает внимание еще и в связи с тем, что лидеры ПКРМ входят в число тех, кто формализовал европейскую интеграцию Республики Молдова посредством различных внутрипартийных документов и актов государственных институтов, в том числе посредством:

  • указа президента от 13 ноября 2002 года о создании Национальной комиссии по европейской интеграции;
  • разработки и предложению к голосованию Декларации Парламента Республики Молдова от 24 марта 2005 года о политическом партнерстве для достижения целей европейской интеграции, которая предусматривает необратимость стратегического курса на европейскую интеграцию, поддержанная единогласно депутатами законодательного органа;
  • изменение устава и программы формирования от 15 марта 2008 года, в том числе для установления того, что „ПКРМ выступает за европейскую интеграцию, за реформирование страны и общества в соответствии с демократическими, правовыми, экономическими и социальными стандартами” и т.д.

На самом деле, сказанное не должно удивлять, поскольку ПКРМ, как настоящий политический флюгер, не раз меняла свои политические взгляды, произвольно или в зависимости от обстоятельств. Именно это произошло в 2002 году, когда вместо обещанной интеграции в Союз России и Белоруссии ПКРМ неожиданно провозгласила европейскую интеграцию, которую она позже объявила необратимой. Соответственно, нас не удивило, что в 2016 году ПКРМ отказалась от европейской интеграции в пользу сбалансированных, многовекторных отношений. Правда, нас удивила, наверное, не всех, а лишь некоторых, теоретическое, марксистско-ленинское обоснование принципа многовекторной политики ПКРМ: ласковый теленок двух маток сосет. Вероятно, так проявляется синдром геронтократии, от которого страдают лидеры ПКРМ, забывающие о том, что может случиться с теми, кто пытается сесть на два стула одновременно. Вот еще один аспект, который не следует упускать из виду. Дело в том, что если немного помедитировать, то можно прийти к выводу, что обычно ласковые телята являются обычно и приверженцами постоянного нейтралитета, то есть не делают никакой разницы между агрессорами и жертвами. То же самое относится и к различным политическим последователям ПКРМ, которые выступают против вступления в ЕС, но за нейтралитет, вероятно для того, чтобы двух маток сосать.

Возвращаясь к вопросу об европейской интеграции в конституциях стран-членов ЕС, необходимо отметить, что в этом вопросе ПКРМ продемонстрировала традиционные подходы. Дело в том, что на этот раз введение граждан в заблуждение посредством смены тона заменено все-таки банальной дезинформацией.

Конституционные положения государств-членов об их интеграции в ЕС

Стоит отметить, что ЕС не устанавливает никаких правил относительно отражения в высших законах государств-членов или кандидатов на вступление, двусторонних и многосторонних документов внутри сообщества. Указанные отношения устанавливаются в подписанных договорах и соглашениях, основанных на общих принципах международного права. Соответственно, обязанностью каждого отдельного государства является соблюдение взятых обязательств посредством заключенных соглашений и договоров. Именно поэтому внесение изменений в конституции стран-членов ЕС или кандидатов на вступление зависит от указания в высших законах способов, которыми они этого могут добиться. Свидетельством этому является, например, статья 65(1) Конституции Мальты, которая гласит: „При условии соблюдения положений Конституции, парламент может принимать законы, направленные на обеспечение мира, порядка и надлежащего управления на Мальте, в соответствии с правами человека, с принципами общепринятого международного права и с международными и региональными обязательствами Мальты, в частности, с обязательствами, взятыми Договором о вступлении в Европейский Союз, подписанным в Афинах 16 апреля 2003 года.

Поскольку исключения подтверждают правило, важно вернуться и к четырем государствам-членам ЕС, которые в своих конституциях никоим образом не упоминают ЕС – Люксембургу, Нидерландам, Дании и Польше. В случае с Люксембургом и Нидерландами все легко понять: эти государства были среди основателей Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), из которого вырос ЕС. Соответственно, высшие законы этих двух стран были адаптированы к последующей европейской интеграции до трансформации ЕОУС в ЕС. В случае с Польшей, которая вступила в ЕС в 2004 году, все столь же ясно: в высший закон этой страны были внесены поправки, которые содержат очень четкие положения, общие для всех государств-членов ЕС, относительно „конкретных суверенных полномочий”, которые могут быть переданы межправительственным организациям и другим государствам на основе акта парламента или утвержденным договором. С конституционной точки зрения такие общие положения с различными вариациями достаточны для вступления в ЕС.

Ссылаясь на текст поправки к Конституции Республики Молдова для референдума от 20 октября 2024 года, предложенный парламентом и положительно одобренный Конституционным судом, можно заключить, что среди источников ее вдохновения были и положения Конституция Испании. Так, ст. 93 главы III „Международные договоры” Конституции Испании предусматривают следующее: „Разрешение может быть дано посредством органического закона для включения договоров, посредством которых полномочия, вытекающие из Конституции, передаются международной организации или учреждению. Задача парламента (Cortes Generales) или правительства, в зависимости от обстоятельств, заключается в обеспечении соблюдения этих договоров и резолюций, исходящих от международных и наднациональных организаций, которым такие полномочия были переданы”. Любой может убедиться в том, что, по большому счету, текст поправки к Конституции Республики Молдова, выносимой на референдум, в основном имеет одно и то же содержание, но представлено по-разному.

Выводы

Текст поправки к Конституции Республики Молдова, который будет вынесен на референдум, запланированный на 20 октября 2024 года, соответствует практике, принятой странами-членами ЕС во время их присоединения к упомянутому сообществу. Аргументы противников евроинтеграции, целью которых является дискредитация референдума, являются ложными.

Если граждане проголосуют за поправки, предложенные на референдуме, то их будет достаточно для создания общих конституционных рамок относительно возможного вступления в ЕС после завершения переговоров о вступлении. Поправки предусматривают и механизм вступления в силу договора о присоединении после его заключения. Согласно конституциям стран-членов ЕС, Республика Молдова в случае необходимости может принять и другие конституционные поправки по отдельным конкретным вопросам.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.