Игорь Додон хотел, чтобы его воспринимали как молдавского Путина и выставлял напоказ письменный набор как у российского лидера. Другое дело пример Зеленского, которого избрали как антисистемного политика. Он воплощение солидарности в трудные времена для людей, которых он представляет. Об этом заявил политический аналитик Еуджен Муравски в ходе публичных дебатов „О состоянии духа нации в условиях чрезвычайного и военного положения”, организованных Информационным агентством IPN.
Говоря о социальной солидарности, политический аналитик сравнил ее с жизнью в семье, где все ее члены могут иметь разные предпочтения, в том числе политические, что, однако, не мешает им общаться, преодолевать барьеры, которые делают их особенными, воспринимать себя как единое целое, помогать друг другу. „Это то, что мы должны делать и на уровне общества. Если это нам не удается, значит, мы не общество. Мы простая совокупность людей, которые живут в одних и тех же исторических обстоятельствах и делят одно и то же географическое пространство. В этом случае мы уязвимы, нас могут разделить и нас могут завоевать, не обязательно военно, а экономически, идеологически, пропагандистски”.
Еуджен Муравски считает, что толерантность, как часть национальной солидарности, часто не принимается в обществе и ассоциируется с неким экстремизмом и высмеивается. „Но именно толерантность позволяет нам жить вместе - и тем, кто хочет объединиться с Румынией, и тем, кто хочет присоединиться к Европейскому Союзу, а также тем, кто считает Европейский Союз выражением деградации. И я могу говорить с продавщицей по-румынски, а она ответить мне по-русски, и нет никаких проблем. Но я помню, что в 2000 году в Кишиневе была совсем другая ситуация: языковая и этническая напряженность была намного больше”.
Оценивая настроения в молдавском обществе, политический аналитик считает, что дела идут хорошо. „Может быть, мы двигаемся слишком медленно, но мы идем в правильное направление. Мы пришли к выводу, что такие вопросы, как этническая принадлежность и язык, имеют меньшее значение, и политики, пытающиеся на выборах использовать эти темы, не получают голоса с помощью уловок, которые много лет действовали. Но и люди, которые придерживаются мнения российской пропаганды о войне из-за неудач в информационной безопасности, принимают в свои дома беженцев из Украины. В реальной жизни в межличностных отношениях проявляется солидарное поведение”.
Аналитик считает, что для того, чтобы быть по-настоящему европейцами, мы должны принять терпимость на национальном, гражданском уровне. „Мы все одна страна, мы все живем здесь. Мы должны понимать друг друга независимо от политических взглядов и признать, что мы никогда не достигнем единообразия в политическом мышлении и политических предпочтениях граждан. Так же, как семья приходит на помощь тому, кто заходит в определенный тупик, в долгах, зависимость, так и мы должны прийти на помощь этническим, языковым группам, попавшим в плен российской пропаганды: защищать их, общаться, предлагать альтернативы, а не осуждать их”, – отметил Еуджен Муравски.
233-и публичные дебаты „О состоянии духа нации в условиях чрезвычайного и военного положения” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.