Еуджен Карпов: Тирасполь не открыт для обсуждения будущего статуса региона

Интервью для IPN

Прошло более 21 года с завершения вооруженного конфликта на Днестре. Однако будущий статус приднестровского региона до сих пор не ясен, а Тирасполь не проявляет открытости в обсуждении этого вопроса. Были проделаны и шаги навстречу, как, например, по установлению диалога в формате „5+2”, а также и шаги назад – односторонние действия, агрессивная риторика, искусственное нагнетание обстановки. Приднестровский конфликт не является этническим, не существует напряженности в отношениях между жителями двух берегов Днестра. Приднестровский конфликт имеет политический характер, а это значит, что он разрешим, а решение может быть устойчивым. Таковы оценки заместителя премьер-министра по реинтеграции Еуджена Карпова в контексте цикла материалов, опубликованных IPN по случаю Дня независимости Республики Молдова.
---


  -  Как развивалось «урегулирование» конфликта в течение 21 года?

  - Урегулирование какого-либо конфликта – сложный процесс с этапами напряженности, с интенсивными переговорами и с периодами блокирования обсуждений, компромиссами и принятием более жестких позиций. В этом смысле приднестровский конфликт не отличается от других. Так, в течение 21 года Республике Молдова пришлось пройти этот извилистый путь.

Даже при существовании разных точек зрения на урегулирование конфликта не надо забывать, что целью формата переговоров „5+2” является поиск жизнеспособного решения конфликта на базе международных принципов и стандартов, которые четко обозначают, что оно должно опираться на соблюдение суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова, на определение специального юридического статуса для приднестровского региона. Форма, которую обретет будущий статус региона, станет конечным продуктом переговоров. К сожалению, на данный момент нет открытости Тирасполя навстречу обсуждению этой темы.

Надо понимать, что для достижения окончательного урегулирования конфликта необходимо, чтобы все участники этого процесса проявили реальный интерес и сделали все возможное, чтобы довести его до логического завершения, которое не может быть иным, чем реинтеграция страны и создание жизнеспособного, стабильного государства. Любой план или проект, который не вписывается в этот вектор, не служит ничему иному, как затягиванию данного процесса.

  - Какие шаги вперед были сделаны в процессе урегулирования конфликта, а какие назад?

  - История даст правильные ответы на этот вопрос, но все же хочу отметить, что в последние годы наблюдалось существенное развитие. Важно, что за этот краткий период удалось осуществить ряд инициатив, среди которых самой значительной было возобновление диалога. Таким образом, примерно после шестилетнего перерыва восстановлен процесс переговоров в формате „5+2”, отмечено оживление деятельности рабочих групп, подписаны очень важные документы, установившие официальную повестку дня, принципы и процедуры переговоров, возобновлено железнодорожное движение через регион, эвакуировано огромное количество радиоактивных источников, расположенных на левом берегу Днестра. Организован также второй год подряд обмен детьми в летних лагерях отдыха, а также выполнено много других проектов, призванных консолидировать доверие между берегами.

Кроме того, правительство Республики Молдова уже третий год подряд поддерживает проекты по инфраструктуре в Зоне безопасности, которые улучшают условия жизни людей, пострадавших из-за конфликта. Более того, с этого года выделенная из госбюджета сумма повысилась на 50%, достигнув 15 миллионов леев.

Повысились интерес и участие международных партнеров в процессе реинтеграции страны. При их помощи внедрена серия проектов по укреплению доверия. Речь идет о проектах социального, экономического развития и инфраструктуры, которые поддерживают преодоление стереотипов и благоприятствуют диалогу и обмену информацией между разными группами людей с обоих берегов Днестра, содействуют развитию на левом берегу открытого гражданского общества и др.

Другим примером повышенного интереса к урегулированию приднестровского конфликта служит и Декларация Совета министров ОБСЕ от 7 декабря 2012 года, когда была вновь подтверждена поддержка всех государств-членов ОБСЕ жизнеспособного урегулирования конфликта на базе принципа суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова, и призывает участников переговоров приумножить свои усилия и использовать потенциал, которым они располагают, для достижения прогресса в урегулировании конфликта.

В раздел «шаги назад» можно перевести задолженности по процессу переговоров, здесь я касаюсь, в частности, стагнации, застоя диалога по вопросу будущего статуса приднестровского региона в составе Республики Молдова. Сейчас дискуссии сконцентрированы на решении некоторых узких проблем, не оказывающих существенного воздействия на процесс в целом. Это причина, по которой мы настаиваем на полном рассмотрении комплексных тем, чтобы затем по достигнутым результатам можно было решить и остальные вопросы. Одновременно мы ожидаем, чтобы подход и действия всех международных партнеров в составе формата „5+2” совпали с их официальными заявлениями о суверенитете и территориальной целостности Республики Молдова.

  - Конституционные власти разработали четкий взгляд на способ решения конфликта?

  - Приднестровский конфликт можно и необходимо урегулировать исключительно мирными средствами, не предпринимая односторонних действий, только через диалог и переговоры. Основным инструментом в этом смысле остается формат „5+2”, в котором Республике Молдова при поддержке остальных участников предстоит установить будущий статус приднестровского региона в составе реинтегрированного государства.

На короткий срок мы задаемся целью продвигать необходимость начать переговоры по институциональным и политическим аспектам, а также по безопасности урегулирования приднестровского конфликта. В этом смысле мы рассчитываем на помощь всех международных партнеров, которые способны оживить данный процесс. Одновременно с этим необходимо продолжить процесс укрепления доверия между берегами, снятия напряженности ситуации в Зоне безопасности. Мы поддержим действия, направленные на обеспечение соблюдения прав человека в приднестровском регионе и приложим усилия по снятию препятствий на пути свободного передвижения людей и товаров.

Мы продолжим продвижение к цели, которая относится к выводу иностранных военных сил с территории страны в соответствии со статьями Конституции Республики Молдова, с взятыми Российской Федерацией обязательствами, с международными принципами; а также к преобразованию нынешней миротворческой операции в гражданскую многонациональную международную миссию.

Мы надеемся укрепить проявляемый интерес и оказанную помощь США и ЕС в продвижении мер по укреплению доверия, через повышении их статуса в процессе урегулирования приднестровского конфликта до уровня посредников в рамках переговоров в формате „5+2”.

Восстановление единых пространств является первостепенной задачей, которую мы ставим перед собой на средний срок, после чего эта задача окажет решительное воздействие на решение экономических и социальных  проблем, а также по созданию инфраструктуры, с которыми сталкиваются люди, пострадавшие от  того, что не был урегулирован приднестровский конфликт.

Мы твердо убеждены в возведении моста доверия между берегами, мы стремимся сблизить население и оживить межличностные отношения. Население Республики Молдова, независимо от берега проживания, желает для себя лучших условий жизни, безопасности и стабильности, а этого можно достичь исключительно через диалог и только в интересах гражданина.

  - Каковы основные сильные стороны, а также и самые большие опасности в урегулировании конфликта?

  - Нет существенных различий между правым и левым берегами Днестра, нас связывает общая история и культура. При сравнении с другими затяжными конфликтами, имеющими мощный религиозный или этнический оттенок, в Республике Молдова нет напряженности в отношениях населения двух берегов Днестра. Приднестровский конфликт не является межэтническим, как пытаются некоторые его представить, а политическим, что делает его решаемым, а решение – устойчивым.

Другой сильной стороной Кишинева остается открытость диалогу и реальное желание урегулировать приднестровский конфликт. В последнее время возрос и интерес международной общественности к его урегулированию, поскольку данная тема постоянно находится на самом высоком уровне на повестке дня весомых европейских канцелярий, а также международных организаций, что доказывает и вышеупомянутая Декларация Совета министров ОБСЕ по процессу урегулирования приднестровского конфликта в формате „5+2”. Этот документ, единственный, который принят на столь высоком уровне за последние 10 лет, обусловливает необходимость продвижения переговоров по всем трем условным „корзинам”, а также призыв посредников и наблюдателей в процессе переговоров к оживлению усилий в достижении прогресса в урегулировании конфликта на основе суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова.

Постоянно повышается и степень участия наших международных партнеров посредством проектов, направленных на продвижение мер по доверию, особенно при содействии государств ЕС, а также ООН и Совета Европы.

Что же касается опасностей, угрожающих процессу урегулирования, то они остаются теми же – односторонние действия, агрессивная риторика, искусственная напряженность обстановки и существующие за пределами Республики Молдова интересы. Их можно преодолеть только путем конструктивного диалога между всеми участниками формата „5+2” и соблюдения существующих международных стандартов, принципов и обязательств. Вместе с тем необходимо обеспечить функциональность и эффективность механизмов, обеспечивающих стабильность и безопасность в зоне, здесь я имею в виду, в частности, Объединенную контрольную комиссию, секторальные рабочие группы и формат прямого диалога на уровне политических лидеров и представителей Кишинева и Тирасполя.

  - Есть ли какое-то отличие 2013 года от первых лет независимости в части урегулирования конфликта?

  - 2013 год – важный для Республики Молдова год, мы ждем, что 26 ноября в Вильнюсе на Саммите Восточного партнерства будет парафировано Соглашение об ассоциации с главой о свободной, углубленной и всеобъемлющей зоне торговли с Европейским союзом, а также надеемся получить положительное заключение Европейской комиссии по либерализации визового режима. Сейчас мы находимся на этапе последних приготовлений к событию, которое будет означать переход на качественно новый уровень отношений с Евросоюзом. Надеемся, что ответственные лица из приднестровского региона осознают, что в результате этих процессов выиграют все жители Республики Молдова, независимо от того, где они живут: в Тирасполе, Комрате, Оргееве или Кишиневе.

Марианна Галбен, IPN

август, 2013 г.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.